Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ЛИЧНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Цветкова Виктория Леонидовна
музыкальный руководитель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - Детский сад № 4", г. Шуя, Ивановская область
В соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» впервые закреплен статус дошкольного образования как базового уровня образовательной системы. В этой связи, меняется отношение к периоду дошкольного детства, предъявляются новые требования к организации воспитательного и образовательного процесса, качеству образования, к личности и компетенциям современных педагогов и специалистов дошкольной организации, в частности музыкального руководителя.
Итак, кто же он такой, музыкальный руководитель XXI века? Какими качествами личности, профессиональными компетенциями он должен обладать, какие знания иметь и какими способами их донести до ребенка, какую завесу тайного в музыкальном искусстве приоткрыть, для того чтобы вовлечь и окунуть дошкольника в мир прекрасного и высокого?
Музыкальный руководитель в дошкольном образовательном учреждении – прежде всего проводник в мир искусства [1]. И речь здесь идет не только об искусстве музыки, но и других. К примеру, при проведении музыкальных занятий (тематических, комплексных, интегрированных), вечеров досуга, особенно при организации праздников и утренников, включаются и гармонично интегрируются литературно-поэтическое творчество, театр, танцевально-хореографическое искусство и другие виды искусств. Анализируя с этой точки зрения, современный музыкальный руководитель сегодня – это индийское божество, восьмирукий Шива, где первая пара рук помогает ребенку познать окружающий мир звуков- музыкант. Вторая пара рук помогает организовать педагогов, воспитанников, родителей в единую творческую команду- организатор. Третья пара рук шьет и создает неповторимый образ для выступления- костюмер. Четвертая пара рук набирает на клавиатуре сценарий праздника для детей- сценарист. Пятая пара – пишет статью в области музыкального воспитания и развития дошкольников – методист. Шестая пара – активно участвует в театрализованной постановке воспитанников – режиссер. Седьмая и восьмая – тоже не скучают, потому что я еще и мама, дочка, внучка, тетя и просто творческая личность, которой нужно успеть все и многое освоить …и это далеко не все. В советское время про таких говорили: «Массовик-затейник».
Немаловажным и общепринятым остается тот факт, что музыкальный руководитель, впрочем, как и любой педагог, должен обладать высоконравственными личностными качествами, общей культурой и необходимыми компетенциями. Единство музыкальной и педагогической сторон в деятельности музыкального руководителя предполагает наличие у него определенных личностных качеств и способностей, обеспечивающих эффективность этой деятельности. В эту категорию прежде всего необходимо отнести: музыкальность, эмпатийность, профессиональное мышление и самосознание, артистизм, креативность, личностную профессиональную позицию.
Для успешной реализации, поставленных перед ним задач, педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности, которая достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, четкого осознания своих компетенций и целей их реализации [2]. Компетентность - (от англ. competence) cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, способность к принятию обдуманных решений в какой-либо области деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – довольно емкое и разноплановое понятие, которое включает в себя развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества и определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок. На наш взгляд, компонентами, составляющими компетентность узкого специалиста, являются:
- инициатива как внутренняя мотивация к освоению профессиональных знаний, умений и навыков;
- ценностный компонент как склонность анализировать, умение отбирать нужную информацию и способность предпринимать нечто новое, творчески подходить к решению проблемы и конечному результату;
- профессионально-личностный компонент как наличие значимых личностных качеств: готовности и способности к самостоятельному обучению, музыкальности, рефлексии, музыкального мышления, наличие исполнительских способностей, интерпретации композиторского замысла;
- эмоционально-волевой компонент - это эмпатия, артистизм, аффективность, настойчивость, целеустремленность, активность, способность к разрешению конфликтов [3].
Профессиональная компетентность музыкального руководителя направленности представляет собой личностное качество, обусловленное интегративной способностью в осуществлении данной деятельности, наличие навыков, умений, музыкальных способностей и выполнением определенных функций.
Информационная компетентность характеризуется владением и грамотной передачей музыкальной информации детям (глубокие знания своего предмета, уметь преподнести знания воспитанникам, владеть культурой речи).
Развивающая компетентность направлена на создание условий для развития способностей воспитанников, поддержку детской инициативы, стимулирование творческих проявлений не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольников, а также в условиях семьи.
Мобилизационная компетентность предполагает умение педагога воздействовать на эмоционально-волевую сферу ребёнка. Обучение будет развивающим тогда, когда педагог заинтересует и увлечёт детей.
Ориентационная компетентность направлена на формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности воспитанников, но для этого важны и свойственные ориентации, взгляды и убеждения самого музыкального руководителя, как транслятора положительного и позитивного примера и отношения к музыкальному искусству. В этой связи музыкальная грамотность педагога, вкус, его представления о красоте на основе накопленного опыта восприятия музыки, реализующегося в творческой деятельности, выступают ценностными ориентирами для личностного развития ребенка.
Конструктивная компетентность включает в себя три основных компонента:
1) содержательный (отбор и композиция учебно-воспитательного материала).
2) оперативный (планирование структуры собственных действий и действий детей).
3) материальный (планирование учебно-материальной базы для проведения работы).
Организаторская компетентность подразумевает проведение консультаций, кружковой работы, открытых занятий, участие в педагогических советах, родительских собраниях.
Коммуникативная компетентность отражает умение общаться, устанавливать доброжелательные отношения с детьми, коллективом педагогов, родителей. Взаимодействие профессионально-педагогического сообщества в дошкольном образовательном учреждении по поводу решения задач музыкального воспитания и развития дошкольников является актуальной проблемой. То, что такое сотрудничество необходимо и должно быть в целостном образовательном процессе детского сада, не вызывает сомнений. Остается открытым вопрос: каким оно должно быть и как его организовать?
Исследовательская (проективная) компетентность отражает стремление к пополнению профессиональных знаний и умений, самосовершенствованию и саморазвитию. Для специалиста дошкольного учреждения сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать хорошо своё направление, чтобы соответствовать современному уровню требований общества, ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал. Это возможно только при условии рефлексии, пока он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по музыкальному развитию воспитанников, в уровне своего педагогического инструментария, необходимого для совершенствования педагогического процесса.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Буркова, Е. В. Музыкальный руководитель XXI века / Е. В. Буркова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55676/ (дата обращения: 08.06.2022) ].
2.Карпова, Т. Н. Самообразование и самореализация современного учителя музыки / Т. Н. Карпова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7516/ (дата обращения: 10.06.2022).]
3.Кевля, Ф.И. Квинтэссенция педагогического мастерства (практико-ориентированная монография) [Текст] / Ф.И. Кевля. - Москва: издательство ИП Минина Е. В., 2018. - 142 с.)

Июнь 2022