Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Ниль Оксана Сергеевна
старший воспитатель IKK
Башкатова Инна Алексеевна
воспитатель
Яловегина Светлана Владимировна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город",
Новоусманский район, п. Отрадное
Система образования должна быть ориентирована на будущее. Образовательные институты ориентируются на изменения в обществе, что предполагает не только изменения форм организации воспитания, но и изменение содержания образования, что зависит от конкретного педагога.
Разнообразные типы учебных заведений создают ситуацию самоопределения, в которой он должен ответить на вопрос: "Что для него есть профессиональная ценность?", "Что для него есть ориентир его деятельности?"
В педагогической деятельности, достаточное место отводится личности педагога и ее развитию.
Утверждение К. Д.Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования. А.Дистервег писал, имея в виду учителя: "Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над своим собственным воспитанием и образованием".
Педагог - профессионал не принимает в готовом виде ни идеи, ни технологии, он самоопределяется по отношению к ним и осознанно творит свою собственную деятельность. Это возможно только при условии самостоятельной самообразовательной деятельности в организации непрерывно образования педагогов.
Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития. Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития. Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается личным источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.
Профессиональное саморазвитие предполагает прохождение определенных этапов:
•            поиск своей позиции, когда педагог осознает, что эффективность его деятельности зависит от продуцирования собственных решений.
•            критический анализ различных вариантов решения поставленных педагогических задач
•            выбор приоритета, построение основ своего авторского варианта обучения на основе сопоставления традиционных схем педагогической деятельности и с ее инновационными образцами.
•            ситуация «отказ от стереотипов» - рефлексия собственного опыта, обоснования и апробации своей авторской методической педагогической системы.
Переход современных детских садов из режима функционирования в режим инновационного развития невозможен без профессионального саморазвития педагога, без готовности к участию в инновационной деятельности.
Готовность педагога к инновационной деятельности – это совокупность качеств воспитателя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива сада, так же его способности выявлять актуальные проблемы образования воспитанников находить и реализовать эффективные способы их решения. Однако для инициативной деятельности педагога недостаточно его компетентности в инноватике, нужно еще создание определенных условий для реализации этой деятельности.
Как считают специалисты в области образовательных инноваций, для успешной реализации инновационной деятельности педагогам необходимы:
- понимание изменений самого себя как основы инновационного поведения;
- направленность профессионального сообщества на изменения в образования;
- наличие соответствующей образовательной среды инновационных процессов в образовании сходятся во мнении, что внедрение образовательных инноваций невозможно на уровне отдельных педагогов или отдельных технологий. Любое локальное нововведение, не согласующееся с образовательной системой школы, оказываются либо отторгнутым, либо адаптированное этой системой, в результате чего принципиально теряется его инновационность.
Ключевая фигура образовательного прогресса – педагог, поэтому именно его позиция по отношению к инновациям является определяющей в инновационной деятельности детского сада, в направленности профессионального сообщества на изменение в образовании, следовательно, об инновационной деятельности воспитателя можно говорить только в контексте инновационной деятельности образовательного учреждения.
Сегодня каждый представитель педагогической профессии выступает не только как преподаватель, наставник, воспитатель, но и как исследователь, новатор, открывающий в своей деятельности новые принципы, способы обучения и воспитания, объединяет традиции с нововведениями, строгие алгоритмы и правила с творческим поиском, использует инновационные технологии обучения и воспитания.
С каждым днем все больше педагогов и образовательных учреждений включаются в инновационную деятельность: используют в учебно-воспитательном процессе современные информационно-коммуникационные технологии, совершенствуют учебно-лабораторное оборудование, разрабатывают и апробируют новые методики обучения и воспитания. В связи с этим необходимо поддерживать стремление работников образования к собственному развитию.
Надо дать возможность квалифицированным педагогам, социальным педагогам, логопедам, руководителям и другим работникам образовательных учреждений не только накапливать бесценный опыт, но и передавать его широкому кругу педагогов, что особенно актуально в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты и стремительного развития альтернативных учебных программ.
Фактор, который можно назвать существенным, — это длительность пребывания в профессиональной деятельности, т. е. стаж. Не всегда увеличение стажа говорит о повышении уровня профессионализма. Иногда наблюдается противоположная тенденция, когда человек оказывается во власти стереотипов, консервируется, перестает развиваться. Особенно часто в эту ловушку попадают педагоги, что напрямую связано с их социальной ролью: передавать готовый опыт ученикам, активно влиять на становление их личности, нести ответственность за их жизнь и здоровье. Все это зачастую способствует усилению авторитаризма и невосприимчивости к новому опыту.
Саморазвитие педагога - непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс личностного и профессионального совершенствования, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творческих воспринятых внешних факторов и направленный на повышение уровня его профессионализма, развития профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, открытие инновационных площадок нового типа не только позволит расширить инновационное пространство экспериментальной деятельности педагога, но и способствует освоению нового вида профессиональной деятельности, то что отвечает требованиям к современному педагогу, определяет новые горизонты для профессионального саморазвития воспитателя.
Июнь 2022