Высшая школа делового администрирования
Конференции

НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Шидловская Ирина Анатольевна
воспитатель
ГБОУ СОШ с. Кошки сп детский сад "Сказка"
В постоянно изменяющихся социокультурных условиях саморазвитие является одной из ключевых компетенций, так как эффективность решения нестандартных задач напрямую связана с процессом и результатами личностно-профессионального саморазвития.
Понятие «само» вносит в сложносоставные понятия следующие значения: направленность действия на самого себя; совершение действия непроизвольно, самостоятельно. Так, например, современный педагог, обладая качеством самоэффективности, является инициатором непрерывного самостоятельного образовательного движения. Следует сказать, что значимость понятий «само» закреплена в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, в частности, педагогического образования, где самоорганизация и саморазвитие, являясь универсальными компетенциями, определяются как способность определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки.
В данном материале представляю опыт работы на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством музейной педагогики».
Испокон веков сокровищницей национальных традиций была и остается народная культура. Не случайно 2022 год Указом президента России объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов.
В своей педагогической деятельности мною были поставлены и планомерно выполнены задачи по раннему приобщению детей к народной культуре и многообразию культур народов, познанию прошлого, формированию любви к малой Родине.
С целью повышения эффективности работы по формированию нравственно-патриотических чувств воспитанников и развитию этнокультурной компетенции в группе были созданы мини-музеи «Быт русской избы» и «Куклы в национальных костюмах».
В мини-музей вошли такие старинные предметы-экспонаты русского быта как самовар, уличный фонарь, деревянные вазы, глиняные горшок и крынки, плетеные корзины, лапти, подзор и многое другое.

В мини-музее кукол представлены куклы русской, татарской, чувашской, мордовской, белорусской, украинской национальностей. Все куклы ручной работы, выполнены в технике вязания крючком. В их нарядах переданы традиции народного костюма: фасон, цвет, орнамент. Такие куклы отражают особенности этнической культуры и обладают уникальным воспитательным развивающим потенциалом.
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста формирует этническое самосознание, уважение к другим культурам и этносам.

В прошлом году семья моей воспитанницы заняла 1 место в окружном конкурсе «Фестиваль национальных культур», представив традиции белорусской национальной культуры.
Таким образом, мини-музеи в нашей группе стали познавательным и воспитательным центром, а самое главное - результатом творческой, совместной работы воспитателя, детей и родителей.
Формирование любви к родному краю неотъемлемо связано и с воспитанием чувства гордости за своих земляков. Большое внимание было уделено оформлению в группе патриотического уголка, где достойное место заняли книги-самоделки детей и их родителей «Герои моей семьи» и «Страницы истории храма». Эти творческие работы были высоко оценены жюри окружных этапов конкурса детского творчества «Талантики», регионального конкурса «Семейная реликвия».
Таким образом, в развивающей среде группы созданы зоны, позволяющие осуществлять в работе с детьми основные направления музейной педагогики.
Поскольку ведущим занятием для ребенка является игра, то с целью приобщения детей к культурному наследию своей родины и закрепления знаний о народных промыслах Руси мною были изготовлены лэпбук «Моя Россия» и дидактическая игра-пазлы «Народные промыслы».

С целью развития этнокультурной компетенции мною была изготовлена дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм». Задачи игры: приобщить детей к знанию национальных костюмов; закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах; формировать умение детей находить сходство и отличие национального костюма с другой национальной одеждой.
Безусловно, нравственно-патриотическое воспитание не ограничивается приемами музейной педагогики: оно охватывает все виды повседневной детской деятельности. Задача педагога в данном случае — не просто транслировать соответствующую информацию, а сформировать у дошкольников личную потребность участия в социально значимых делах и помочь им осознать себя представителем своей малой родины.
Кроме того, в группе создана экологическая зона, целью которой является формирование у детей осознанного и бережного отношения к природе. Здесь дети получают знания о природе родного края, о подземных богатствах Земли и малой родины.
Оформление экологической зоны я дополнила навесным органайзером «Полезные ископаемые», который сшила своими руками. Сначала я вырезала два прямоугольника из кожи заменителя. На лицевую сторону нашила буквы, ленту-липучку для приклеивания изображений полезных ископаемых. Конверты на кнопке обшила косой бейкой и пришила их к основанию органайзера. На изнаночную сторону пришила ленту-липучку для крепления органайзера. В завершении прошила два прямоугольника и наполнила конверты природными ресурсами. Органайзер готов. Любознательные воспитанники старшей группы увлеченно проводят эксперименты с полезными ископаемыми. А интерес к родному краю, как следствие, вызывает желание сохранить и приумножить его богатства.

Таким образом, каждый ребенок посредством игры, а также творческой, экспериментальной деятельности получает возможность познать новое, приобщиться к народному опыту и традициям, получить массу положительных эмоций. Эта сопричастность способствует эффективному усвоению полученных знаний.
Июнь 2022