Высшая школа делового администрирования
Конференции

МЕТОДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПЕДАГОГА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ДОУ

Ниль Оксана Сергеевна
старший воспитатель IКК
Яловегина Светлана Владимировна
воспитатель
Башкатова Инна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ"Детский сад "Изумрудный город",
Новоусманский район п. Отрадное.
Самовоспитание и самосовершенствование начинаются с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своей деятельности. Субъективная постановка определенной цели своей деятельности порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели неизбежно сопровождается возникающими препятствиями как объективного, так и субъективного характера. Требования к себе должны быть выше возможностей конкретного человека, только тогда возникают предпосылки к самосовершенствованию в виде внутренних противоречий в процессе деятельности педагога, результатом разрешения которых является процесс целенаправленного развития собственной личности. В основе профессионального самовоспитания, как и в основе деятельности педагога, лежит противоречие между целью и мотивом. Обеспечить сдвиг мотива на цель - значит, вызвать истинную потребность в самовоспитании. Вызванная таким образом потребность педагога в самовоспитании поддерживается в дальнейшем личным источником активности (убеждениями, чувствами долга, ответственности, здорового самолюбия и т.п.). Все это вызывает систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется пониманием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс самовоспитания.
Вообще в условиях модернизации современного образования педагогу необходим постоянный профессиональный рост, самосовершенствование. Появление новых функций в должностных обязанностях, требований к знаниям, профессиональным умениям и другие положения, принятые государственными нормативно-правовыми актами, актуализируют необходимость специально организованной работы, обеспечивающей непрерывное профессиональное самосовершенствование педагога.
Рост профессионального мастерства и педагогической культуры педагога идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если практический индивидуальный опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным опытом, если в педагогическом коллективе поддерживаются и поощряются индивидуально-творческие профессиональные поиски. Практика показывает, что знания, полученные учителями в вузах, нуждаются в апробации в школе. В этом случае и приходит на помощь специально организованная в школе система методической работы.
Методическая работа является необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности педагогической деятельности, создания в школе определенной инновационной среды.
Организация методической работы на дифференцированной основе обусловлена, прежде всего, необходимостью учета жизненных и профессиональных установок, ценностных ориентаций, опыта и уровня профессионализма учителей. Необходим также учет особенностей мотивации учителей, т.е. выявлению мотивов, оценок, отношения к своему профессиональному росту. Важным представляется также сохранение и развитие положительного опыта школы, ее традиций в деятельности методических служб. Все это является объектом управления и руководства заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
В общем виде задачи методической работы в ДОУ можно сформулировать следующим образом:
- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива сада, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
- повышение уровня теоретической и психолого-педагогической подготовки воспитателей;
- организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в государственных образовательных стандартах;
- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
- организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
- оказание научно-методической помощи педагогам на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодые воспитатели, воспитатели, испытывающие определенные затруднения в педагогической работе; педагоги, имеющие разный педагогический стаж; воспитатели, не имеющие педагогического образования;
- оказание консультативной помощи педагогам в организации педагогического самообразования;
- повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры.
Содержание методической работы воспитатель целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры как наиболее обобщенной характеристики деятельности: общекультурную составляющую, методологическую и исследовательскую культуру, профессионально-нравственную культуру и культуру общения, дидактическую и воспитательную культуру, управленческую культуру.
К числу положительно зарекомендовавших себя форм методической работы в ДОУ относятся предметные методические объединения, единый методический день, проблемные семинары и практикумы, школы молодого воспитателя, школы передового опыта, индивидуальная работа с педагогами, проведение открытых и показательных занятий, научно-педагогические конференции и педагогические чтения, моделирование и анализ педагогических ситуаций, творческие отчеты воспитателей, педагогические консилиумы.
Участие педагогов в методической инновационной деятельности способствует в конечном итоге формированию личной педагогической системы, формированию индивидуального стиля педагогической работы. Методическая работа в ДОУ по охвату вопросов, глубине их проработки позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности педагога, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей, важных как для педагогического коллектива ДОУ, так и для педагогического сообщества в целом.
Какие бы формы методической работы ни избирал педагог, ее эффективность в конечном итоге определяется мерой самостоятельной работы, его самообразованием. Идея непрерывности образования реализуется не только в процессе перехода от одной формы обучения к другой: вуз - ИРО - семинары, курсы и т.д., но и периодами напряженного интеллектуального труда в промежутках между ними. Самообразование базируется на высоком уровне развития сознания, потребности в самосовершенствовании и творческой самореализации.
Педагогическое самообразование предполагает самостоятельное овладение совокупностью педагогических ценностей, технологий, творчества. Его содержание образуют психолого-педагогические и специальные знания, владение основами научной организации педагогического труда, общая культура, специфически спроецированная в сферу педагогической деятельности.
Для того чтобы оказать реальную помощь воспитателю в организации самообразования, необходимо знать потребности, запросы, интересы личности в сфере профессиональной деятельности. Специально организованная методическая работа в ДОУ должна быть построена с учетом индивидуальных потребностей воспитателей. В таком случае педагог, участвуя в коллективных формах повышения квалификации, будет находить ответы на интересующие его вопросы.
Самообразование каждого педагога строится с учетом культуры умственного труда, знаний индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Оно зависит от умения организовать свое личное время, составить индивидуальный план самообразования и реализовать его.
Метод «портфолио» как способ профессионального развития
Одним из наиболее современных методов профессионального саморазвития педагога является метод «портфолио». Он предназначен для того, чтобы систематизировать опыт, накапливаемый специалистом, его знания, четче определить направления его развития, облегчить консультирование его со стороны более квалифицированных воспитателей и администрации, а также сделать более объективной оценку его профессионального уровня.
Портфолио представляет собой:
- набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, заключения аттестационных комиссий, характеристики, рекомендации и др.);
- методический «портфель» - описания используемых методов работы с анализом их эффективности, наиболее удачные методические разработки, примеры творческих или иных работ детей;
- описание процесса и результатов работы с наставником (предполагаемые цели работы, планы, программы, результаты наблюдения наставника и оценки работы с его стороны);
- результаты аттестаций и иных видов оценки работы педагога.
По усмотрению специалиста, в портфолио могут быть включены и иные документы.
Прежде чем начать собирать портфолио, необходимо как можно более точно определить цель этой работы. В зависимости от этого, в него могут быть включены различные документы и даже подборки материалов по теме.
Какими могут быть основные цели работы над портфолио?
1. Помощь в развитии карьеры педагога.
В том случае, если педагог претендует на более высокую должность в своей школе, более высокий разряд оплаты, административную работу или собирается поменять работу, ему необходимо отразить в своем портфолио информацию, показывающую, что он действительно достиг более высокого уровня в своем профессиональном развитии.
Возможно использование видеозаписи фрагментов работы - мероприятия, открытых занятий и т.д. Разумеется, они должны быть сделаны и могут демонстрироваться с разрешения детей или родителей. Видеозаписи следует сопроводить небольшим рефлексивным комментарием, отражающим эффективность данной формы деятельности, умения специалиста по анализу работы. Примеры можно дополнить описанием наиболее часто используемых методов работы, способов выбора метода в зависимости от ситуации, т.е. своего рода методическим портфелем. Если педагог претендует на административную должность, необходимо отразить основные навыки административной работы (планирование, контроль, оценка, работа в команде и др.). Для показа умений по планированию можно включить годовые или ежедневные планы работы, снабженные необходимыми комментариями.
Еще один раздел портфолио как помощи в развитии карьеры педагога - документы, отражающие официальную оценку его работы. Это могут быть характеристики, результаты аттестации, заключения по итогам работы за год, рекомендации и др. Документы должны быть датированы, иметь указание должности и званий рекомендующих. Если имеются письменные оценки работы специалиста со стороны детей или родителей, они также могут быть представлены в портфолио.
Последний раздел - документы, отражающие уровень образования, квалификации или специализации педагога: дипломы, сертификаты, грамоты, справки, заключения аттестационных комиссий.
Отражение профессионального пути, взглядов и планов специалиста.
Иногда портфолио собирается как «методическая копилка», отражение взглядов человека на свою профессию. В этом случае разделы в нем определяются самим специалистом, но существуют и общие рекомендации, помогающие его подбору и более эффективному использованию. Лучше, если материалы в нем подбираются по годам работы. В этом случае педагогу легче проследить динамику своего развития, изменение взглядов на себя и профессию, методов и подходов. Иногда случается так, что неиспользуемые годами методы вдруг снова становятся «любимыми» и эффективными. Кроме того, такое расположение документов помогает их быстрому нахождению, в том числе и для составления портфолио с другими целями.
Помощь в профессиональном развитии педагога.
Процесс определения целей профессионального развития, направлений специализации или переквалификации не всегда легок. Педагоги жалуются на недостаток времени для профессионального развития, «текучку», мешающую их росту. Портфолио поможет и в этом случае. Оно может служить отражением профессиональных достижений и способом постановки и достижения целей развития в работе.
Прежде всего, в таком портфолио необходимо отразить основные, «базовые» принципы профессионального развития данного специалиста. Для чего необходимо развитие в профессии? Что лежит в его основе? Каковы направления развития? Кто может помочь в этом процессе? Где следует искать соответствующие знания и опыт? В виде эссе или дневниковых записей должны быть зафиксированы взгляды специалиста на суть своей работы.
Для того чтобы создать самому себе возможности для контроля, необходимо разработать структуру и программу развития. С этой целью определяется форма: курсы повышения квалификации, стажировка, самостоятельное изучение материала, обращение к помощи наставника или работа в группе коллег. Следует помнить, что, как правило, работа в группе, контроль и помощь наставника повышают эффективность работы. Для развития крайне важно иметь поддержку и помощь со стороны других людей. Если работа по развитию предполагает участие наставника, то и для педагога, и для наставника должны быть определены формы работы и сферы ответственности. Программа развития включает в себя основные действия, сроки их исполнения и формы контроля.
Следующий раздел может быть посвящен определению форм и методов развития. К ним относятся приобретение новых знаний, наблюдение за работой специалистов, обсуждение с коллегами, постоянная работа с наставником, разработка новых программ, анализ видеозаписей работы, чтение журналов по профессии, отработка практических навыков. По мере работы в портфолио можно вносить конспекты, видеоматериалы, ксерокопии статей и др.
Другой раздел портфолио можно посвятить работе по повышению эффективности используемых методов и освоению новых методик и технологий. Частично это направление было описано выше. Кроме постановки целей, сбора примеров использования, следует обратить внимание на анализ эффективности новых методов работы в различных ситуациях. Результатом анализа может стать резюме по использованию методики.
Последний раздел портфолио посвящается повышению профессиональной ответственности специалиста.
Особого внимания заслуживает содержательная сторона портфолио, касающаяся общих подходов к работе и оценке своей деятельности педагогом. В портфолио должен найти отражение уровень развития следующих основных умений:
- подбор форм и методов работы к конкретной ситуации или поставленной задаче - соответствие форм и методов работы цели, учет уровня развития ребенка; подбор проводится с учетом возможностей измерения достигнутых результатов;
- умения устанавливать и поддерживать контакт с воспитанниками, коллегами и родителями - создание соответствующего климата во время работы, умение удерживать внимание детей во время работы с ними, умение объяснять, поддерживать диалог, эффективное использование времени;
- умение проводить диагностику и обучение - умение наблюдать за деятельностью детей, осуществлять обратную связь,
При анализе следует учитывать, что не все в работе педагога зависит только от его умений и действий. Среди важнейших факторов, влияющих на эффективность деятельности, можно выделить организацию работы в школе, установившиеся взаимоотношения в педагогическом и ученическом коллективах и между учителями и детьми, другие организационные факторы; факторы, зависящие от несовершенства используемых методов работы.
Несомненно, создание портфолио требует некоторых затрат времени со стороны педагога, но его использование повлечет за собой осознанное профессиональное развитие и, как результат, получение большего удовлетворения от работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Личностное становление профессионала является сложным процессом, и на каждом его этапе обеспечивается различными механизмами.
Анализ психолого-педагогической литературы и опыт практической деятельности позволяют выделить следующие критерии эффективности процесса саморазвития педагога: осмысление собственных профессиональных затруднений и корректировка деятельности;

         поэтапное целеполагание своей педагогической деятельности, ее моделирование и прогнозирование;

         самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

         изменения в мотивационной сфере;

         развитие способности реализовать свой творческий потенциал;

         постановка и решение по отношению к самому себе педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

         динамика научно-теоретических, психолого-педагогических знаний и методических умений, их соответствие особенностям учебно-воспитательного процесса и условиям социума;
Путь профессионального саморазвития педагога является сложным процессом, и на разном его этапе обеспечивается различными механизмами.
Определить цель самосовершенствования человеку значительно легче, если у него есть определенный идеал, в котором воплощены его представления о том лучшем, что должно быть присуще человеку. Л.Н. Толстой писал: «Идеал - это путеводная звезда. Без нее нет направления, а без направления нет жизни».
Июнь 2022