Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ «ОБРАЗА СЕМЬИ» У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Катерова Татьяна Геннадьевна
магистрант кафедры возрастной, педагогической и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева город Чебоксары Чувашская Республика
В статье дано определение, описаны основные современные подходы — традиционалистские и модернизационные к осмыслению роли, значения и перспектив развития семьи. Представлена методика формирования у детей дошкольного возраста элементарных представлений о семье как социальном институте, воспитания любви к своей семье и формирования ее образа. Ключевые слова: семья, социальный институт, образ семьи, формирование «образа семьи», условия.
Семья — что может быть столь же естественным и понятным, важным и необходимым? Всем известно, что она играет огромную роль в становлении и развитии личности, кроме того, она оказывает существенное влияние на процессы, происходящие в обществе, и даже необходима для нормального государственного функционирования.
Привычная фраза «семья — это ячейка общества» отражает чрезвычайно важное свойство этого социального института. Американский психолог Я. Морено (J. Moreno) (1892–1974), разработавший метод социометрии, писал, что социальный атом — это наименьший социальный элемент, но это не индивид.
Наиболее устойчивым структурным компонентом человеческого общества, выработанным за всю его историю, была и остается семья. Неслучайно английский философ и социолог, один из основателей течения позитивизма Г. Спенсер (H. Spencer) (1820– 1903) определял семью как первичную единицу организованного общества. Она сочетает в себе свойства социальной организации, структурного компонента общества, социального института и малой группы. Семью характеризует уникальная посредническая роль в структуре общества и государства. Занимая срединное положение (личность ↔ семья ↔ общество), она является своего рода буфером между личностью и обществом, упорядочивая их взаимоотношения. Ее значение очень велико, поскольку автономная семья является гарантом прав личности и соблюдения законов, опорой свободы и собственности, бастионом и преградой для тоталитарных тенденций и идеологий, а также для индивидуализма и анархических тенденций в развитии общества. Иными словами, семья способна защитить индивидуум от общества и государства и мотивировать личность на удовлетворение общественных нужд и потребностей. Человеческое общество балансирует между двумя социальными крайностями — тенденцией государства к тоталитарности и тенденцией личности к индивидуалистической аномии. Понятие аномии (от франц. anomie — беззаконие, безнормность) используется в социологии и социальной психологии. Оно было введено Э. Дюркгеймом (É. Durkheim) (1858–1917), а теория аномии разработана Р.К. Мертоном (R.K. Merton) (1910–2003). Понятие аномии обозначает нравственно-психологическое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом современного общества, противоречием между провозглашенными целями — богатство, власть, успех — и невозможностью их реализации для большинства. Аномия выражается в отчуждении человека от общества, апатии, разочарованности в жизни, преступности.
Семья служит своего рода амортизационной основой, препятствующей прямому столкновению взаимоисключающих социальных тенденций, гармонизирующей взаимоотношения личности и общества.
Что происходит в современных условиях? Анализируя состояние института семьи с точки зрения соотношения числа браков и разводов, доктор юридических наук, профессор Е.Б. Мизулина констатировала, что в начале XX в. в России на 100 браков приходился один развод, в 1950-е — 15, в 1970-е уже каждый третий брак заканчивался разводом, к началу XXI в. число браков и разводов стало почти равным [3]. В 2008 г., который, как известно, был объявлен в России годом семьи, число разводов достигло 70%. За последнее время заметно сократилось и число регистрации браков.
Семья является ведущим фактором развития ребенка, от которого во многом зависит будущая судьба человека, поэтому я считаю, то, что формировать «образ семьи» необходимо с детства, начиная с дошкольного возраста.
Личность ребенка формирует семья, как первичная социальная система. Семья – это социальный институт, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения.
Формирование представления о семье у старших дошкольников можно рассматривать с разных точек зрения:
- во-первых, мотивационный аспект, а точнее степень значимости семьи для ребенка;
- во-вторых, когнитивный аспект является частью знаний ребенка о семье, семейных отношениях и ролях.
- в-третьих, эмоциональный - это переживания, связанные с семейными событиями;
- в-четвертых, личные представления о своей роли в семье, а также о текущих и будущих семейных ролях.
Исследования многих известных психологов и педагогов (Г.Н. Гришиной, Т.А. Куликовой, Т.А. Марковой, Т.А. Репиной и др.) посвящены выявлению условий комплекса и способов формирования наиболее важных интересов и аффектов, значимых ориентаций прежде всего, к своей родине и к семье.
Старшему дошкольному возрасту свойственны следующие психологические характеристики: подражание, внушаемость, эмоциональность, непосредственность.
Следовательно, ребенок доступен в этом возрасте и «открыт» для влияния со стороны взрослых и особенно от родителей. Он действительно нуждается в эмоциональной поддержке от людей, которые близки с ним большую часть времени, дошкольники имеют особую доверчивость и чувствительность к различным видам оценок.
Семья для каждого человека и общества в целом имеют большое значение. Следовательно, развитие концепции представлений о семье у детей дошкольного возраста имеет большую значительность, потому что как раз в этом возрасте закладываются основы личности, ее пол и база семейных ценностей.
Дошкольный возраст сопровождается расширением восприятия детьми себя как части общества, что способствует формированию активного образа жизни.
Формирование представлений о семье – это освоение ребенком степени значимости семьи, знание ребенком семьи, семейных отношений, ролей, это переживания, связанные с событиями в семье, а также личные представления ребенка о своем месте в семье, а также о настоящих и будущих семейных ролях.
Представители семьи дошкольника, являющиеся видовым составляющим феномена «мировоззрения», отражаются в виде представлений ребенка (о семье, ее членах, их семейных ролях, интересах, деятельности, структуре родительского дома, их традициях, семейная история и т.д.) И в форме эмоциональных отношений, переживаний, оценок, ценностей, ожиданий и мотивации для создания собственной семьи в будущем. Предсказуемость представлений о семье является наиболее важной характеристикой представлений о семье, сформировавшейся в детстве.
В гипотезе моего исследования условий формирования «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста:
– организация совместной деятельности детей и родителей в проектной деятельности;
– создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Главное требование, предъявляемое к развивающей предметно-пространственной среде является соответствие таким принципам, как реализация ребенком права на игру (свободный выбор игрушек, предметов, игровой площадки, места и продолжительности его содержания под стражей); универсальность игровой среды, чтобы дети вместе с педагогами могли подготовить и изменить ее, преобразовать в соответствии с планом игры и содержанием, перспективами развития; согласованность, то есть оптимальное соотношение отдельных элементов игры друг с другом и с другими объектами и т. д.
В содержание предметно-игровой среды входят: большая игровая площадка, игровое оборудование, игрушки, различные игровые аксессуары, игровые материалы. Все эти элементы игры находятся не в абстрактном пространстве, а в игровой комнате, тренажерном зале, на поле. В интерьере не должно быть ничего лишнего, все игровые медиа должны быть безопасным для детей.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования развивающаяся предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его способностей, уровня его активности и интересов. Для выполнения этой задачи развивающаяся предметно-пространственная среда должна быть:
– содержательно-насыщенной – содержать игровое оборудование, которое позволяет обеспечивать игровую активность для всех категорий детей, участие в подвижных играх, развитие моторики, эмоциональное благополучие и возможность для детей выразить себя;
– трансформируемой – для обеспечения возможности изменения развивающейся предметно-пространственной среды в зависимости от ситуации, изменения интересов и возможностей детей;
– многофункциональной – предоставлять возможность для разнообразного использования компонентов развивающейся предметно-пространственной среды (например, мебели, матов, мягких модулей, экранов) в различных видах деятельности детей;
– доступной – предоставить воспитанникам свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, учебным пособиям;
– безопасной – все элементы развивающейся предметно-пространственной среды должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам, и правилам пожарной безопасности;
– вариативной – для хранения игр создаются игровые ячейки: общие (набор игрушек разных видов), драматические (наборы снаряжения, простые украшения, одежда и костюмы для драматических и сценических игр), для настольных и строительных игр (конструкторы: деревянные, пластиковые, металлические, коробки, шайбы и другие материалы, инструменты и аксессуары). Дети могут сами выбирать игру, переключаться с одной игры на другую.
Заполняя пространство игрушками, оборудованием и другими игровыми материалами, следует помнить, что все предметы должны быть известны детям в соответствии с их характеристиками возраста и пола. Необходимо включить предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым.
Концепция предметно-игровой среды рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, который стимулирует, направляет и развивает активность ребенка. Он влияет на развитие личности в более широком смысле и на формирование ее более узких качеств, таких как активность, самостоятельность, наблюдение.
Предметно-развивающая среда субъекта – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально имитирующая содержание его психического и физического развития.
Мы понимаем «игровое пространство» как целое, связанное с игрой, которое, по сути, является социокультурной практикой, средой, в которой развиваются направления, способствующие развитию исследовательской, познавательной, производственной, трудовой, музыкальной и двигательной активности детей.
Таким образом, игровое пространство должно развивать мышление детей, их способность моделировать реальность в игровой форме, воображение и склонность к фантазии.
Игровое пространство в современных дошкольных образовательных учреждениях должно отвечать определенным требованиям: это прежде всего свобода для достижения игрового сюжета, игрушек, места и времени игры. Воспитатель должен обеспечить свободу действий в групповой комнате, обеспечить тематический и маневренный поворот, чтобы найти для каждой игры только свойственный ей стиль игры интерьера и оснащения. Управление игрой с использованием игровых материалов может оказать значительное влияние на развитие детей в игре.
Таким образом, пространство должно выполнять образовательную, развивающую, воспитательную, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции и должна работать на развитие ребенка.
Работа по составлению родословной в детском саду также необходима для обеспечения непрерывности обучения, поскольку программы дисциплины «Окружающий мир» для начальной школы содержат задачи по ознакомлению детей с родословной. Если интерес к поиску его корней проявился в семье, то уже в школе ребенок может самостоятельно или совместно с родителями развивать свое семейное древо, которое включает шесть или семь поколений.
Поскольку проект предусматривает совместную деятельность детей и родителей, необходимо учитывать возраст и психологические особенности детей дошкольного возраста.
Семейное древо – это семейная история, история о вашей семье, о ваших предках. Вы можете рассказать о своей семье, о своей семье как на словах, так и на картинке. Ребенок должен понимать, что он не только член своей семьи, но и член его семьи даже нескольких жанров. Основным недостатком семейного родословного проекта является то, что не все родители одинаково серьезно относятся к рекомендациям педагога. Многие, к сожалению, не считают нужным говорить о родстве; не каждый несет ответственность за составление родословной со своим ребенком.
Результаты семейных проектов, их педагогический потенциал ограничены семейным воспитанием и только в редких случаях могут быть использованы в процессе воспитательной работы в детском саду. Чтобы использовать результаты такого проекта в группах детского сада, семьи должны завершить родословную.
Таким образом, работа по генеалогии в детском саду состоит из двух этапов. В старшей группе проводится первый этап, который включает совместную деятельность ребенка и его родственников в контексте семейного воспитания при активной поддержке дошкольного образовательного учреждения.
На втором этапе, в группе, готовящейся к школе, ребенок выполняет творческую работу – самостоятельно создает картину своей семьи.
Подводя итог данного доклада, можно сделать следующие выводы:
- под педагогическими условиями следует понимать один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.
- в данной статье были поставлены и раскрыты следующие педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста: организация совместной деятельности детей и родителей в проектной деятельности; создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста.
Предполагаю, совокупность перечисленных в статье условий, будет способствовать формированию «образа семьи» у детей старшего дошкольного возраста и укрепит «институт брака и семьи» в будущем.
Июнь 2022