воспитатель
Трубникова Яна Евгеньевна
воспитатель
МАДОУ детский сад № 13, г. Томск
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда осуществляется всесторонне развитие личности. Семья и детский сад в этот период являются основными социальными структурами, которые способствуют этому развитию, определяют его уровень. Именно взаимодействие этих институтов способствует гармоничному развитию ребенка, его успешной социализации в обществе.
Согласно статье 44 «Закона об образовании» РФ родители (законные представители) имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.
Образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) детей в воспитании, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает организацию дошкольными учреждениями именно партнерского взаимодействия с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй, основой которой являются новые принципы сотрудничества в воспитании детей: открытость системы воспитания в дошкольном учреждении, диалогичность общения, когда учитываются интересы обеих сторон, взаимодействие и ответственность всех участников образовательного процесса.
Именно поэтому мы начали свою работу с родителями совсем маленьких деток с теоретической части – познакомили их с основами проектной деятельности, кратко и доступно для них рассказали об особенностях образовательной программы, по которой работает наш детский сад. Родители стали участниками «группового сбора», в ходе которого каждый смог высказать свое представление по вопросам воспитания детей, сформулировать свои пожелания на предстоящий учебный год. Всю эту информацию мы использовала при планировании своей деятельности в группе на основе дифференцированного подхода к каждой семье. Это дало возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Следующим шагом на пути установления партнерских отношений была неформальная встреча – семейное развлечение «Мамочка, любимая моя», в ходе которого мы с малышами спели песенки для мамочек, рассказали короткие стихи, потанцевали и провели несколько подвижных конкурсов. В завершение праздника ребята подарили своим мамам поделки, сделанные своими руками. Без сомнения все участники мероприятия получили положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность и именно данное направление в работе с родителями получило дальнейшее развитие. Традиционными стали совместные праздники, конкурсные программы, спортивные мероприятия, в ходе которых родители и дети раскрывались с новых сторон и активно вовлекались в образовательную деятельность.
Одновременно с этим проводилась работа по наполнению и обогащению предметно-развивающей среды: кто-то из родителей вырезал заготовки, кто-то рисовал для группы или распечатывал интересный материал, кто-то помогал оформить группу к Новому году, а кто-то площадку летом. Родители и шили, и строгали, и мастерили из подручного материала, проявляя свою фантазию и креативность. Не обходилось и без физического труда на открытой площадке в любое время года. Летом родители помогали наполнить песком песочницы, зимой – почистить снег, а весной и осенью – убрать опавшие листья.
В рамках проектной деятельности родители помогали пополнить библиотеку книгами различного содержания, изготавливали дидактический материал своими руками и совместно с детьми, организовывали игры и совместную деятельность с детьми, участвовали в тематических выставках, организовывали встречи с интересными людьми - полицейским, тестомесом, военным.
Очень популярным среди детей и родителей стало краеведческое направление - совместные экскурсии по городу Томску в рамках проекта «Путешествие по городу Томску», посещение Сибирского Ботанического сада. Эти прогулки не оставили равнодушными ни взрослых, ни детей, создали много положительных эмоций и помогли по-новому посмотреть на свой родной город.
Родители активно поддерживают и художественно-эстетическое развитие детей, принимая участие в творческих мероприятиях, отчетных концертах детского сада, конкурсах и выставках различного уровня.
Наша работа на этом не заканчивается. Совместно с коллегами мы ищем новые формы взаимодействия с семьями воспитанников с целью раскрытия потенциала каждого ребенка.