Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Внукова Альфия Наильевна
методист
Стафеева Людмила Анатольевна
методист
БОУ ДО г. Омска "ЦТТ "Мечта"
Аннотация: Модернизация российского образования в целом, участие БОУ ДО «ЦТТ «Мечта» в реализации национального проекта
«Успех каждого ребенка», потребовало от методической службы учреждения тотального переформатирования содержания и методов образовательной деятельности, в том числе и полного обновления подходов к повышению профкомпетентности педагогических работников учреждения.
Несомненно, что компетентные педагогические кадры - это главный ресурс повышения конкурентоспособности образовательной организации, а организация корпоративного (внутриучрежденческого) обучения - один из способов формирования эффективной педагогической команды.
Ключевые слова: проектное управление, корпоративное обучение, развитие кадрового потенциала, внутрифирменное обучение, цифровизация.
Активное внедрение информационных технологий в образовательном процессе способствовало появлению инновационных образовательных форм обучения, базирующихся на электронных средствах передачи информации. [1. C.58]
Цифровизация – это новая социальная ситуация «цифрового разрыва», «цифрового гражданства», «цифровой социализации». Основные изменения в образовании связаны с цифровизацией образования. В процессе цифровизации фундаментально меняются: сама структура обучения и организация образовательного процесса. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является начальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики. [2. C.108]
В настоящее время реализуются национальные проекты, в том числе проект «Образование». Разработан Профессиональный стандарт педагога.
В связи с чем появилась необходимость в обучении педагогов для работы в новых условиях.
Современный педагог должен:
- владеть современными педагогическими технологиями;
- владеть IT – технологиями и применять в педагогической деятельности;
- обладать информационно-коммуникативными компетенциями;
- быть мобильным и стрессоустойчивым.
Методистами БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта» был проведен анализ соответствия профессионального уровня педагогов современным требованиям. И выявились следующие тенденции:
- пополнение новыми кадрами повлекло снижение уровня квалификационных категорий;
- низкая профессиональная активность педагогов (недостаток знаний повлек за собой неуверенность педагогов);
- низкие уровни владения основными информационно-коммуникативными компетенциями и выраженности профессионально-значимых личностных качеств.
В связи с этим возникла проблема: какие условия нужно создать для того, чтобы повысить профессиональный уровень педагогов?
Так появилась потребность в проекте.
Проект «Развитие кадрового потенциала как инструмент повышения конкурентоспособности организации» реализуется БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта» с 2020 года. Проект направлен на создание образовательной платформы повышения профессиональных компетенций и личностного роста педагога для обеспечения качества дополнительного образования.
Методистами был разработан программно-методический комплекс по определенным темам для всего педагогического состава БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта». В Google – сервисе создан образовательный он -лайн - ресурс, где размещались теоретические материалы в сочетании с контрольно-обучающими заданиями, выполняемыми педагогическими работниками в интерактивном режиме, а так же контрольно-оценочные средства по освоению учебного материала.
Обучение по проекту рассчитано на 1 учебный год с октября 2020 года по май 2021 года и включает в себя три блока: «Обучающие материала и задания», «Это интересно!», «Делятся педагоги!»
В первом блоке педагогам были предложены обучающие материалы по следующим темам:
·использование Google –сервисов в образовательном процессе;
·использование возможностей YouTube в образовательном процессе;
·виртуальная онлайн-доска Padlet как эффективный метод обучения;
·использование сервиса Learning Apps в деятельности педагога;
·использование сервиса Zoom для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения и др.;
·использование сервиса Canva в работе педагога.
На выполнение заданий по указанным темам педагогам давалось две-три недели. Каждое задание было творческим, и результатом его являлся продукт, который можно было использовать в образовательной деятельности педагога, как очной, так и дистанционной.
Во втором блоке педагогам были предложены статьи для саморазвития педагога, его профессионализма и компетентности, по следующим темам:
·Имидж современного педагога;
·Профессиональное выгорание педагога!
Третий блок предполагал трансляцию уже существующего педагогического опыта и включал в себя мастер-классы, методические разработки, интересные находки от педагогов в использовании IT – технологий в своей образовательной деятельности.
Заключительным этапом внутриучрежденческого обучения является рефлексия. Педагогам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся программы обучения. Рефлексия показала, что педагоги в целом остались довольны предложенными темами и материалами обучения, стали активно использовать информационно-коммуникативные технологии при проведении и подготовки занятий. Большинство педагогов высказало пожелание продолжить обучение в данном формате по новым темам, по принципу сетевого взаимодействия с привлечением специалистов других образовательных учреждений, в том числе ВУЗов и т. п.
В ходе реализации проекта достигнуты следующие результаты:
·Создана образовательная платформа повышения профессиональных компетенций и личностного роста педагога для обеспечения качества дополнительного образования внутри образовательного учреждения.
·Разработаны программы индивидуального профессионального развития педагога.
·Педагогами разработаны дидактические материалы с применением IT-технологий, активно использующиеся в образовательном процессе.
·Повысился кадровый потенциал педагогических работников, участвующих в распространении своего педагогического опыта на различных уровнях (конкурсы профессионального мастерства, публикации, ярмарки УМК и т.д.)
Благодаря процессам информатизации отечественного образования была создана база для его перехода на новый уровень – уровень цифровизации, что обусловило необходимость использования новых форм реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием цифровых образовательных ресурсов [2. C.108].
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
Использование внутрикорпоративного обучения показало на практике изменение поведения сотрудников, повышение их эффективности в работе. Использование данного направления развития кадрового потенциала образовательной организации влияет не только на повышение квалификации педагогических работников, но и позволяет управлять карьерой и профессиональным продвижением персонала, повышает конкурентоспособность организации на рынке образовательных услуг города.
Инновационный продукт - разработанный Google - сайт «Методическая копилка педагога БОУ ДО г. Омска «ЦТТ «Мечта», который является «живым» продуктом, т.к. происходит постоянное наполнение методическими разработками педагогическими работниками ЦТТ. Внутриучрежденческое обучение рассчитано на 3 года, ориентировано на всех педагогических работников учреждения https://sites.google.com/view/metodkopilkamechta/
Презентация размещена на Google Диске https://docs.google.com/presentation/d/1nKSZyF09hDC74yH7U4nBhzolNjBCJ4mRqshEVfrbTgI/edit#slide=id.p
Видео презентация на сайте YouTube https://youtu.be/4LJHGmELEQo
Список литературы использование сервиса
1.Артюхов А.В., Молоткова Т.Л. Информационные и коммуникативные технологии в образовании // Вестник Челябинского государственного университета. 2015 № 26 (381) [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-i-kommunikatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-2 (дата обращения: 15.04.2021).
2.Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация си-стемы образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. — Серия: Экономика. — 2019. —№2 (28). [Электронный ресурс] — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovizatsiya-sistemy-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2021).
Июнь 2022