Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА В РАЗВИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Маркова Марина Владимировна
воспитатель
МБДОУ Д/С № 17 "Ромашка", г. Чайковский, Пермский край
Я работаю в детском саду для детей с ослабленным зрением, косоглазием и амблиопией. Опыт работы показал, что дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и мелкой моторики. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Поэтому игры с песком оказывают позитивное влияние на развитие дошкольников с нарушениями зрения.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».
Песок – это универсальное средство для творчества и терапии, который оказывает развивающее воздействие на детей.
Кинетический песок – это уникальный материал для детского творчества. По-другому его еще называют «живой песок», и это неудивительно: внешне и по свойствам он похож на влажный морской песок, но стоит только взять его в руки, как он словно «течет» сквозь пальцы. Подвижен он как сухой песок, но обладает свойствами влажного песка, так как он довольно рыхлый.
Таким образом, цель использования игр с кинетическим песком – развитие познавательной сферы и мелкой моторики пальцев рук у детей с ослабленным зрением.
Игры с кинетическим песком – это новые эмоции и большой развивающий потенциал. Ребенок сам тянется к песку, нужно только добавить творческую составляющую, и обычные действия с песком придают образовательному процессу новизну.
Песочная терапия способствует:
·развитию мелкой моторики рук ребенка (при различных действиях с предметами, фигурками, песком);
·развитию воображения и фантазии (дети способны придумывать удивительные сценарий игр, создать на песке интересные сооружение);
·развитию речи (проговаривание диалогов сказочных героев);
·развитию целенаправленных действий (создание сюжета действия и воплощение его в реальность);
·развитию коммуникативных навыков (взаимодействие со сверстниками в ходе игры);
·нормализации эмоционально-волевой сферы (с «проживанием» волнующей ситуации исчезают проблемы, страхи);
·созданию гармоничных отношений между взрослым и ребенком.
Для организации игр с песком мы используем: песочницу (деревянный или пластмассовый ящик); игровой и бросовый материал; миниатюрные игрушки; маленькие формочки; формы для лепки из пластилина (контуры); формочки для печенья и прочие кондитерские приспособления (например, игрушечный кондитерский набор с формочками, скалкой, фигурным ножом); различные стаканчики (можно лепить куличи разных размеров, вырезать круги и кольца разных диаметров); игрушки для сюжетных игр (по песку можно передвигать маленькие машины, спецтехнику, грузовики, вагоны для погрузки); мелкие игрушки (из киндер-сюрпризов, тематических наборов); различные камешки (достаточно крупные); небольшие совочки и пластмассовые ложки разного размера; стеки для лепки, пластмассовые ножи.
Нами был разработан перспективный план совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста, в который мы включили дидактические игры, игры-забавы, игры-упражнения: «Здравствуй, песок!»; «Необыкновенные следы»; «Такие разные домики»; «Найди отличие»; «Кричалки-шепталки-молчалки»; «Разговорчивые ладошки»; «Передай игрушку»; «Красивая варежка»; «Волшебные зимние узоры»; «Звездочки на небе»; «Новогодние игрушки»; «Сказочные животные и птицы»; «Какой я?»; «Что спрятано?» и др.
Это способствовало позитивному влиянию на эмоциональное состояние детей, повышению уровня познавательной мотивации, развитию познавательных процессов, речи и мелкой моторики рук.
Таким образом, использование игр с песком дает комплексный эффект и является прекрасным средством для развития детей с особыми образовательными потребностями.
Июнь 2022