Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ)

Кузьмичева Ирина Валентиновна
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 110", г. Нижний Новгород
Работа по коррекции звукопроизносительных способностей у детей дошкольного возраста приобрела на сегодняшний день особую актуальность.
· За последнее время возросло количество детей, имеющих речевые нарушения;
·Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, т.к. влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи в школьном обучении;
·Коррекция нарушенного звукопроизношения является более длительным и наиболее сложным процессом.
Поэтому формирование фонетически правильной речи – важнейшее направление коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Коррекция звукопроизносительных навыков у детей с интеллектуальной недостаточностью имеет свои особенности:
·Процесс этот длительный и сложный;
·Речевые нарушения у детей данной группы очень стойкие;
·Новые навыки формируются медленно и утрачиваются быстро;
·Наиболее длительным процессом является введение звука в речь, т.е. этап автоматизации;
Порой не так трудно поставить ребенку звук, как автоматизировать его и ввести в речь. Достаточно часто происходит так, что неправильное произношение звука удерживается даже в том случае, когда изолированно звук произносится верно. Связано это с инертностью нервных процессов.
Как правило, ребенок может свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от 70 до 90 раз. Но механическое многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не вызывает желания к самостоятельному употреблению.
Как же сделать занятие по автоматизации звуков интересным, разнообразным и в тоже время продуктивным?
Мы знаем, что ведущая деятельность в дошкольном возрасте – игровая. Следовательно, в логопедической работе необходимо использовать наглядность и игровые приемы. Например, дидактические игры.
С помощью дидактических игр процесс автоматизации звуков происходит в более доступной и привлекательной для детей форме.
Значение дидактических игр трудно переоценить, ведь они:
·Увеличивают потребность ребенка в общении;
·Помогают чередовать виды речевой деятельности;
·Совершенствуют звукопроизносительные навыки;
·Воспитывает неторопливый темп речи;
·Активизируют и увеличивают словарный запас;
·Включают в работу различные анализаторы (слуховой, зрительный, речедвигательный);
·Активизируют психические процессы (восприятие, память, мышление);
·Способствуют закреплению логопедического материала в игровых ситуациях.
Подробнее хочу остановиться на дидактических настольных играх – основная цель которых автоматизация и дифференциация звуков, а также развитие фонематического восприятия.
«Звуковые дорожки» и «Звуковые картинки» - формируют правильное произношение отдельного звука, а также закрепляют произношение на этапе автоматизации.

«Кто как голос подает?» - формируют правильное произношение отдельных звуков или слогов, развивает слух и способность к звукоподражанию;
«Лабиринты»- одна из игр, которая помогает закреплять правильное произношение звука в речи: в словах, словосочетаниях, предложениях, а также совершенствует слоговую структуру, развивают мелкую моторику пальцев рук, зрительное восприятие.

«Лото»- сначала дети рассматривают картинку, называют ее, четко проговаривая слово. Задачу можно изменить в зависимости от этапа работы над звуком. Например, составить предложение с данным предметом, проговорить его, четко выделяя голосом звуки.
У детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальную недостаточность, как правило моторика пальцев рук развита плохо. С целью развития мелкой моторики, в своих играх использую липучку (текстильную застежку):
«Цветочек» - в середине цветка находится буква, а к лепесткам прикрепляются картинки с заданным звуком:

«Найди листочки»- называем картинки, открепляем их, под ними листочки.
«Помоги слоненку –в корзинку собираем то, что любит слоненок.
«Украсим шарики для обезьянки» - прикрепляем картинки к шарикам.
«Подарки для Маши» - подбираем картинки –подарки на заданный звук.

Эти игры можно усложнить, составить словосочетания, придумать предложения с данными словами, назвать картинки по памяти и т.д.
«Считай и называй» - в игре не только автоматизируется поставленный звук, но и закрепляется навык согласования числительного и существительного.

«Домики» -игра на дифференциацию звуков: разложить картинки на две группы

Дидактические игры- эффективное средство закрепления правильного произношения звуков.
Игровые приемы освобождают детей от утомительной неподвижности на логопедическом занятии. Помогают чередовать виды речевой деятельности, позволяют ускорить процесс автоматизации звуков, включая все анализаторы.
Все это делает логопедическую работу разнообразной, поддерживает интерес детей к логопедическим занятиям, помогает наиболее качественно подготовить детей к школе.
Июнь 2022