Высшая школа делового администрирования
Конференции

САМОРАЗВИТИЕ КАК КЛЮЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА ПОДРОСТКОВОГО КЛУБА

Юрченко Ольга Владимировна
педагог-организатор
Подростковый клуб «Одиссей» МБУ ДО «ЦВР «Поиск», г. о. Самара

В данной статье поднимается проблема важности саморазвития, как ключевой компетенции для педагога-организатора подросткового клуба по месту жительства, работающего в системе дополнительного образования. Описывается конкретный опыт подросткового клуба "Одиссей" муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара.
Эта статья очень актуальна на данный момент, так как век информационных технологий стремительно развивается, запросы родителей с каждым годом в нашей стране растут, требования к уровню развития, профессионализму и компетенциям педагогов очень высоки.
Здесь описан интересный опыт организации пространства в конкретном подростковом клубе. Проанализированы характерные особенности работы педагога, описаны методы, применяемые в работе. Выявлена и обоснована необходимость саморазвития педагога из-за очень разноликой, разносторонней деятельности в разных направлениях, так как у педагога происходит постоянное взаимодействие не только с детьми, но и с родителями, жителями микрорайона, волонтерами, помогающими проводить мероприятия, с различными социальными партнерами и специально-подготовленными и обученными специалистами, в частности, лечебными педагогами.
Саморазвитие – одна из самых важных компетенций педагога –организатора подросткового клуба. В наш век стремительно развивающихся современных технологий совершенно очевидным становится, что только активно развивающийся педагог может реагировать на вызовы времени и новые требования профессиональной среды.
Перед педагогом-организатором подросткового клуба стоят очень разнообразные задачи. Он работает в непростых условиях – это занятия в клубе, взаимодействие с детьми и родителями, проведение праздников, игровых программ, концертов и выступлений на детской площадке рядом с клубом для жителей микрорайона, походы, ведение просветительской деятельности, выступление на конференциях и семинарах, консультации для родителей.
Поэтому есть очень сильная мотивация к постоянному профессиональному совершенствованию и саморазвитию. Педагог-организатор видит неизбежность и значимость социально-экономических преобразований. Есть большое желание внедрить различные инновационные технологии в сферу своей педагогической деятельности. Но для этого необходимо учиться, познавать новое, совершенствовать свои профессиональные качества. А, в свою очередь, образовательная среда способствует развитию у педагога способности работать над собой.
В этой статье я хочу рассказать о детском подростковом клубе "Одиссей" муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Центр внешкольной работы «Поиск» г. о. Самара, в котором я работаю педагогом- организатором. Расположен он на ул. Осипенко, д. 20 города Самары. Это небольшое помещение в жилом девятиэтажном доме, две трехкомнатные квартиры на первом этаже.
В нашем клубе создано необычное пространство – инклюзивное. Это, когда нормотипичные дети учатся, играют и общаются вместе с «особенными». Я как педагог -организатор начала работать в клубе несколько лет назад. В клуб пришли нормотипичные дети. Узнав о доброй атмосфере среди детей стали приходить и "особенные" дети вместе со своими родителями, которые не просто занимали позицию родителей. Им было интересно, что происходит с их детьми. Некоторые мамы и папы прошли обучение на семинаре по лечебной педагогике, стали специалистами, обладающими специальными профессиональными знаниями. Среди наших друзей нашлись небезразличные люди, которые на волонтерских началах стали приходить и проводить занятия с нашими детьми - удивительная фея музыки, педагог по музыке, мастер, обучающий детей работе с деревом, педагог по эвритмии.
Так сложилась коллегия взрослых людей, готовых работать и создавать инклюзивное пространство:
педагог-организатор клуба - это я
лечебные педагоги и специалисты, обладающие специальными профессиональными знаниями
родители
волонтеры, готовые в свое свободное время помогать нам.
Каждый четверг мы собираемся на коллегию, читаем и обсуждаем специальную литературу, проводим анализ деятельности за прошедшую неделю, планируем следующую, рассматриваем детей и ситуации, наблюдаем за детьми в течение года, отслеживаем динамику развития.
В клубе занимаются по образовательным программам дополнительного образования и досуговой деятельностью здоровые (нормотипичные) дети, которые живут в ближайших домах нашего микрорайона, ходят в школу рядом с нашим клубом. Мы рассказываем им об "особенных" детях, проводим большую работу с родителями нормотипичных детей, чтобы они понимали особенности инклюзивного пространства и принимали необходимость для тех и других детей инклюзивного взаимодействия.
Вся эта ситуация требует постоянного профессионального роста, чтения специальной литературы, обучения на семинарах, общения с коллегами, близким по профилю, обмену опытом. И мне, как педагогу-организатору, очень интересно учиться и познавать новое, находя ответы на вопросы, возникающие в процессе работы.
В современных условиях идет активное становление информационного общества. Это в корне изменило все аспекты жизнедеятельности человека.
Понимая это, мне интересно погружаться в изучение цифровых технологий образовательного процесса и применять их на практике. Это улучшает качество работы, помогает в работе с детьми, родителями, в привлечении социальных партнеров и помощи специалистов. А, самое главное, это позволяет мне улучшать свои профессиональные знания, совершенствовать навыки владения информационными технологиями, электронными ресурсами и средствами.
Таким образом, саморазвитие выступило как способ реагирования на воздействие социальной среды. А я, будучи педагогом-организатором, работающим в подростковом клубе в системе дополнительного образования, использовала развивающие ресурсы образовательной среды для собственного саморазвития.
В свою очередь, хочется также отметить, что педагог, развиваясь, тоже влияет на образовательную среду: изменяя ее, он изменяет себя как личность и профессионал, что является следствием взаимовлияния образовательной среды и процесса личностного и профессионального саморазвития. Степень влияния образовательной среды на саморазвитие педагога определяется развивающим потенциалом среды, который многократно возрастает в условиях ее интеграции.
Список литературы:
1.Цукерман Г.А. Психология саморазвития личности. - М., 1995. - 288 с.
2.Агавона Е.Л., Алексеева М.Н., Алехина С.В. Готовность педагогов как главный фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование №1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. М., 2011. - С.302
3.Малафеев Н. Н. Интегрированное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы. [электронный ресурс] http://old.school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_iovrzpip (дата обращения 15.10.2013)
Июнь 2022