Высшая школа делового администрирования
Конференции

ФОРМИРОВАНИЕ УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ И СНЯТИЕ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Булатова Айгуль Лутфулловна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Росток", РТ, Пестречинский район, ЖК Царево
Актуальность. Особенности развития детей с особыми образовательными потребностями требуют современного подхода в обучении, воспитании и развитии. У большинства детей с ОВЗ наблюдается снижение или недоразвитие когнитивных функций, снижена работоспособность, внимание. Также дети с ОВЗ зачастую испытывают трудности в коммуникации, налаживанию товарищеских отношений с детьми и взрослыми. Эти факторы ведут к заниженной самооценке детей, тревожности, влияют на уровень развития их личности. Преодоление этих нарушений – процесс долгий и трудоёмкий. Детям чаще всего это даётся очень нелегко, поэтому педагоги вынуждены искать новые формы, подходы, методы и приёмы взаимодействия с воспитанниками. Содержание коррекционной работы в соответствии с ФГОС в настоящее время направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Добиться этого можно с помощью междисциплинарных взаимодействий всех участников образовательного процесса. Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению ребенка и его семьи, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и формирование у него успешной личности.
Новизна проекта заключается в том, что для успешного решения задач воспитания, обучения и развития воспитанников важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива: воспитатели, работающие с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования; педагог-психолог, осуществляющий психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ОВЗ, оказывающий диагностическую, коррекционную, просветительскую и консультативную помощь всем участникам педагогического процесса; музыкальный руководитель, который своим взаимодействием с ребенком с ОВЗ, оказывают на него разностороннее развитие.
Каждый из членов педагогического коллектива принимает участие в обследовании ребенка. Педагог-психолог координирует деятельность специалистов, согласует с ними формы и методы проведения различных разделов психолого-педагогического изучения ребенка.
Совместная работа воспитателя, педагога-психолога и музыкального руководителя начинается уже на этапе первичного обследования ребенка с ОВЗ.
В течение всего учебного года педагогом-психологом прослеживаются особенности развития познавательной и речевой сфер детей с особыми образовательными потребностями, и подбирается методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие когнитивных функций, обогащение сенсорного опыта, на работу с поведенческими расстройствами и социальной адаптацией.
Взаимодействие в работе педагога-психолога, музыкального руководителя и воспитателей особенно тесно проявляется в анализе обучающих программ и осуществлении перспективного и ежедневного планирования. На этом этапе специалисты определяют основные задачи коррекционного обучения, воспитания и развития детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности и намечают конкретные задачи работы по различным разделам программы. Это дает основания выявить связи между разделами, определить общую тематику занятий, вариативность форм, приемов и методов работы. Происходит обеспечение сквозной тематики по ряду разделов программы, что облегчает усвоение детьми с ОВЗ материала в разных видах деятельности, и обеспечивает связь словесных методов с наглядными и практическими.
Важным этапом работы всех специалистов детского сада является создание благоприятной среды для познавательного и речевого развития детей. Это предполагает постоянное мотивированное общение с детьми, предъявление единых требований к использованию различных форм речи, осуществление контроля над их устной речью. В ежедневной работе связь педагога-психолога и воспитателей заключается в обсуждении результатов проведенных коррекционно-развивающих мероприятий и организации свободной деятельности, комплексных и интегрированных занятий. Постоянного совместного внимания требует изготовление наглядных пособий, проведение экскурсий, где также могут быть объединены усилия всех педагогов.
Основными задачами совместной работы музыкального руководителя и педагога-психолога являются:
- формирование правильного речевого и певческого дыхания, изменение темпа, силы и высоты голоса;
- развитие слухового и фонематического восприятия, музыкального слуха;
- развитие основных компонентов звуковой культуры речи: интонации, ритмико-мелодичной стороны;
- обогащение музыкальных впечатлений детей посредством различных музыкальных произведений;
- обогащение словаря детей с ОВЗ по лексическим темам;
- развитие навыков прослушивания музыки, пения, музыкально-ритмических движений.
Примеры использования междисциплинарных технологи
Ритуалы приветствия и прощания.
Цель: Установление контакта с воспитателем, другими детьми, снижение уровня тревожности перед началом и по завершении дня.
Например, использование песенки «Дай, ладошечку…» из программы по музыкально-ритмическому воспитанию Т.Сауко и А. Бурениной «Топ – хлоп малыши» позволяет каждый раз устанавливать телесный и эмоциональный контакт с воспитателем.
Музыкальная зарядка с использованием нейропсихологических комплексов упражнений.
Цель: Развитие общей моторики, наращивание нейронных связей, синхронизировать работу полушарий, самоконтроль поведения, улучшение настроения и создание позитивного настроя на целый день.
Во время утренней зарядки в группе педагогом-психологом предлагается сделать несколько упражнений из нейропсихологических комплексов. Это могут быть дыхательные упражнения, глазодвигательные, для развития внимания и т.д. Например, игра «Кулак-палец». И.П. дети сидят или стоят. Во время команды взрослого «вдох» дети делают вдох через нос (рот закрыт), одновременно поворачивая большие пальцы рук вверх. Во время команды взрослого «выдох» дети делают выдох через широко открытый рот, одновременно поворачивая большие пальцы вниз. Дыхание медленное и глубокое, двигаются только кисти рук.
Совместные игры ребенка с ОВЗ, другими детьми и взрослым, где ребенок с ОВЗ берет на себя главную роль.
Цель: Дать возможность ребенку с ОВЗ быть в центре внимания, контролировать и управлять процессом игры.
Например, детям с ОВЗ хорошо откликается игра «Кораблик». Для этой игры потребуется детское одеяло и двое взрослых. Ребенок будет капитаном, он усаживается на одеяло – это кораблик. Кораблик плывет по волнам: взрослые и ребята начинают раскачивать одеяло. Сначала медленно, потом посильнее. Но капитан любит свой корабль и своих матросов. Когда ребенку-«капитану» становится некомфортно, он должен крикнуть «Стоп» или каким-то образом дать понять, что пора причаливать к берегу и остановить корабль. Потихоньку одеяло опускается на пол и капитан выходит на берег.
Арт-терапия.
Цель: устранение телесных блоков, проработка страхов, тревожности; проработка контроля за движениями своего тела, мимики; развитие эмоциональной сферы.
Арт-терапия – это лечение творчеством. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, помогает выразить свои эмоции, снять психическое напряжение. В режимных моментах воспитатель с легкостью может применять такие методы арт-терапии как «Кляксография», «Монотипия», «Марания», «Рисунок на стекле», «Рисование пальцами» и другие техники не традиционного рисования.
Балансотерапия.
Цель: развитие координации движений, мозжечковая стимуляция, развитие внимания, памяти, речи, коррекция гиперактивности.
Использование элементов балансотерапии возможно и на занятиях по развитию речи, разучивании потешек, стихов и песен, что не только стимулирует мозговую активность, но и вызывает радостные эмоции.
Учить стих, сидя на стуле для детей с ОВЗ бывает невозможным, а если добавить к заучиванию раскачивание на балансире, процесс превращается в увлекательную игру.
Песочная терапия с музыкальным сопровождением.
Цель: обогащение сенсорного опыта, работа в ситуации успеха, развитие наблюдательности, внимания, расслабление.
Игры с песком способны заинтересовать, отвлечь, расслабить ребёнка, а значит, обеспечить наиболее успешное выполнение задания или же эффективный способ подачи материала. Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать ребенка своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, лёгким и ускользающим или влажным, плотным и пластичным. Эти мельчайшие частички активизируют чувствительные нервные окончания на кончиках пальцев и ладонях.
В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции, речь и моторика, а также совершенствуется развитие предметно – игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно – ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Театрализованные игры и драматизации.
Цель: активизировать речевую деятельность, оказывать психотерапевтическое воздействие на все сферы ребенка, обеспечить коррекцию нарушений коммуникативной сферы.
Принимая на себя одну из ролей (положительную или отрицательную) в театральной постановке, ребенок с ОВЗ имеет возможность проиграть ее на себе, и таким образом прочувствовать свои эмоции и чувства. Также одним из эффективных средств развития речи, коммуникативного и сенсорного развития является самодельный кукольный театр.
Сказкотерапия.
Цель: снятие эмоционального напряжения, создание игровой доверительной атмосферы в группе; установление межличностных контактов между детьми; формирование у детей адекватной самооценки, умение принять свои отрицательные стороны, формирование желания нравится себе и людям; развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах.
Воспитатели могут применять психокоррекционные сказки для мягкого влияния на поведение ребенка. Под «коррекцией» здесь понимается замещение неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.
Телесная перкуссия (Body Percussion)
Цель: раскрыть творческий потенциал детей через движения тела; способствовать проявлению индивидуальности, развитию фантазии, импровизации.
Хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами – это элементарные звукодвигательные выразительные средства, которые широко используются в методике по системе К. Орфа. Педагоги используют также удары ладонями по плечам, по груди, скольжение ладонью по ладони или верхней части руки и т.п. Телесная перкуссия может применяться на музыкальных, логоритмических, психологических занятиях.
Игра на музыкальных инструментах.
Цель: способствовать коррекции личностных нарушений посредствам музыкального творчества.
У детей с ОВЗ в процессе восприятия и воспроизведения музыки развиваются и совершенствуются эмоции, благодаря чему детям становятся более понятны те эмоции и чувства, которые выражают окружающие их люди – взрослые, сверстники.
Хороший вариант, когда в группе, где воспитываются дети с ОВЗ, есть набор перкуссионных музыкальных инструментов, находящихся в их доступе. Это могут быть тамбурины, треугольники, трещетки, маракасы, кастоньеты, металлофоны, барабаны и колокольчики. Однако, очень важно, чтобы эти музыкальные инструменты были звучащими, а не просто игрушками.
Релаксация. Организация минуток групповой и индивидуальной релаксации в течении дня.
Цель: достижение полного расслабления; повышение работоспособности, снижение психического и физического напряжения;
Таким образом, тесное взаимодействие всех служб специального коррекционно-образовательного учреждения позволяет эффективно решать задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Результатом этого сопровождения является успешная социализация детей с ОВЗ, обеспечение их полноценного участия в жизни общества, а в дальнейшем эффективная самореализация в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Все вышеперечисленное должно внести значительные изменения в воспитательно-образовательный процесс и повлиять на повышение качества образовательного процесса.
Список использованной литературы
lАлехина С.В. Организация образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации.// МГПУ – М, 2012.
lВолкова Г.А., Логопедия: учеб. для дефектол.фак.педвузов.5-е изд.-М.:ВЛАДОС, 2007. – 703с.
l. Назарова Н.М. Специальная педагогика, Раздел II. Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. Глава 1. Основы дидактики специальной педагогики 1.2. Принципы специального образования// АСАDEMА - М, 2000.
lНищева Н.В., Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 352 с.
lФиличеваТ.Б., ТумановаТ.В., Дети с общим недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. /Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. М.: Изд-во Гном и Д. 2000. 128с.
lШипицына Л.М., Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста. СПб.:Речь, 2005. – 240с.
Июнь 2022