учитель физической культуры
МАОУ "Лицей № 62", г. Саратов
Аннотация.
В настоящей статье речь пойдет о личностно-профессиональном саморазвитии педагога в условиях инновационной деятельности по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова.
Объект педагогического исследования: инновационная деятельность по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова.
Предмет педагогического исследования: личностно-профессиональное саморазвитие педагога в условиях инновационной деятельности по внедрению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в условиях МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова.
Одной из целей педагогического образования является личностно-профессиональное развитие учителя. Практика показывает, что педагогической профессией и педагогическим мастерством можно овладеть только на индивидуально-личностном уровне.
Именно, педагог рассматривается как носитель накопленных культурой общечеловеческих ценностей, как активный субъект, реализующий в педагогической профессии свой способ жизнедеятельности, готовность принимать на себя ответственность за решение педагогических задач, вырабатывать свою стратегию профессионального мышления, поведения и деятельности.
Наиболее благоприятные условия, способствующие личностно- профессиональному росту педагога, возникают в ситуации включения учителя в инновационные образовательные процессы, поскольку они ориентированы на качественное изменение системы образования, её оптимизацию, требуют от учителя гибкого реагирования на меняющиеся индивидуальные и групповые образовательные потребности и запросы, принятие самостоятельных решений, осмысленного выбора способов профессиональной деятельности из широкого спектра возникающих педагогических альтернатив.
Что же способствует повышению уровня готовности педагога к инновациям и к овладению новыми педагогическими технологиями?
На мой взгляд, это - способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности; вариативность мышления; толерантность (терпимость к инакомыслию); коммуникативность (как культура диалога); способность к сотрудничеству и др.
В целях активизации опытно-исследовательской деятельности педагогов, в нашем лицее определены основные направления инновационной работы, созданы творческие мастерские, объединяющие педагогов, исследующих схожие актуальные научно-методические проблемы.
С 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. №172 в Российской Федерации введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программная и нормативная основа физического воспитания населения.
Методическое объединение учителей физической культуры, руководителем, которого я являюсь, успешно совершенствует методику реализации ВФСК «ГТО», используя ресурсную среду лицея.
Инновационная работа проводится нами по следующим направлениям:
- агитационная работа по разъяснению необходимости внедрения Комплекса ГТО;
- организация массовых мероприятий и пропагандистских акций по продвижению Комплекса ГТО, в том числе мероприятий, проводимых в рамках общероссийского движения «Спорт для всех» и федерального проекта «Спорт – норма жизни»;
- проведение испытаний Комплекса ГТО среди обучающихся;
- обобщение и распространение опыта внедрения Комплекса ГТО.
Реализация комплекса мер, направленных на создание эффективной системы по внедрению Комплекса ГТО и обеспечения дальнейшего распространения инновационного опыта, привела к увеличению числа обучающихся, регулярно занимающихся физической культурой и спортом, и выполняющих нормативы ГТО на золотой знак.
Создание эффективной системы по внедрению Комплекса ГТО привело к:
- повышению уровня знаний о влиянии регулярных занятий физической культурой и спортом, на укрепление здоровья подростка;
- освоению обучающимися навыков самостоятельной организации занятий собственной двигательной деятельностью;
- повышению уровня физической подготовленности обучающихся в соответствии с поло-возрастными нормами Комплекса ГТО;
- воспроизводству необходимого объёма двигательной активности обучающихся в соответствии с поло-возрастными нормами Комплекса ГТО.
Результаты инновационной деятельности.
Согласно плану инновационной деятельности нами на протяжении 9 лет проводились следующие мероприятия:
1.Анкетирование обучающихся, педагогов, и родителей.
Цель: проанализировать отношение респондентов к занятиям физической культурой и спортом; определить уровень знаний о ВФСК «ГТО».
2.Уроки и классные часы по темам: «Нам со спортом по пути» в 1-4 классах; «Комплекс ГТО – в жизнь!» в 5-6 классах; «До знака ГТО лишь шаг!» в 7-11 классах; творческие конкурсы: плакатов, рисунков, буклетов, физкультминуток. На информационном стенде размещены нормативы по видам испытаний Комплекса ГТО, разработаны рекомендации для самостоятельной подготовки к сдаче норм ГТО.
Цель: разъяснить необходимость внедрения Комплекса ГТО.
3.Выполнение нормативов Комплекса ГТО обучающимися на знаки отличия и на Фестивалях ГТО различного уровня.
Цель: определить уровень физической подготовленности обучающихся при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
4.Соревнования «Норма ГТО – норма жизни!», разработанные для обучающихся в рамках проекта «Возрождение ГТО».
Цель: пропаганда и агитация здорового образа жизни и нормативов Комплекса ГТО, формирование интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Средства:
·приглашение в состав жюри именитых спортсменов;
·разработка и представление буклетов на тему «До знака ГТО – лишь шаг!»;
·массовые динамические разминки - флэш–мобы.
Соревнования «Норма ГТО – норма жизни!» являются массовой пропагандистской акцией по продвижению Комплекса ГТО и вызывают большой интерес у участников и болельщиков.
Данные акции я неоднократно освещала в региональном лонгмобе «Комплекс ГТО – в жизнь!», проводимом ГАУ ДПО «СОИРО», за что имею Дипломы.
Выводы
Инновационная деятельность, осуществляемая мною, позволила мне повысить свой личностно-профессиональный уровень: я приобрела новые теоретические знания и профессионально значимые умения, продемонстрировала организаторские и творческие способности, улучшила навыки исследовательской работы, коммуникативные, диагностико-аналитические и другие умения, внедрила новые способы и формы профессиональной деятельности.
Победы и достижения моих обучающихся при выполнении нормативов ВФСК «ГТО», способствовали «Ситуации успеха» и желанию продолжать работу в этом направлении!
Список литературы
1.Разина Н.А. Профессионально-личностное развитие педагога в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 1. С. 48-51.