воспитатель
МАДОУ № 77 "Зоренька", г. Северодвинск, Архангельская область
«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы ни учились сколько бы ни знали, знанию и образованию нет ни грани, ни пределов».
Н.А. Рубакин
Нынешнее время разительно отличается от предыдущего: здесь правит техника и товаром выступает информация. Недаром же говорят, что 21 век — век информационных технологий. Да, мир изменился с появлением информационных технологий, которые облегчили жизнь человека.То, что еще совсем недавно казалось новым и неизведанным, сегодня уже неактуально. Информационные технологии задействованы везде: в промышленности, в авиатранспорте, ж/д транспорте, науке, образовании, социальных структурах, государственном управлении, экономике и культуре.
Одно из важнейших направлений приоритетного национального проекта «Образование» нацеливает систему на обеспечение доступности и качества образования, формирование конкурентоспособного выпускника. В условиях модернизации образования на современном этапе указанная цель не может быть достигнута без опоры на информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения и воспитания. Сегодня ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
ИКТ всё прочнее и прочнее входят в работу воспитателя ДОУ и бурное развитие ИКТ привело к тому, что компьютер в детском саду стал просто необходим. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.
Воспитатель – человек, который обязан не только воспитывать и учить других, но и заниматься самообразованием, искать новые пути в профессии, всегда идти в ногу со временем.
Педагог должен уметь:
· Пользоваться программами Microsoft Office Word, Microsoft Office PowerPoint, Microsoft Office Excel.
· Активно использовать информационные технологии в образовательном процессе.
· Владеть навыками поиска информации в сети Интернет.
При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.
Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе в детском саду позволяет в доступной, привлекательной, интересной и игровой форме донести информацию, способствует улучшению освоения изучаемого материала. Это может быть мультимедиа, документ-камера, «умная ручка», интерактивная доска. Икт позволяет достигнуть нового качества знаний детей, информированности родителей, а также профессионального роста и мастерства педагога.
Направления использования ИКТ воспитателем в ДОУ.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободы и возможностей. На личном опыте мы убедились, что ведение основной документации в электронном формате значительно сокращает время по её заполнению, даёт возможность оперативно вносить изменения, дополнения, не надо всё переписывать заново, облегчает хранение и доступ к информации.
Использование мультимедийных презентаций позволяет показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре. Мультимедийность облегчает процесс запоминания, позволяет сделать образовательную деятельность более интересной и динамичной. Однако при этом важно не забывать о том, что компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Воспитатель должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Интернет – это огромный банк ресурсов, охватывающих все области человеческих потребностей, в котором легко можно заблудиться. Необходимо уметь искать, получать, обрабатывать информацию, встраивать ее в педагогическую деятельность для решения практических задач, то есть овладевать информационной компетентностью.
Сеть Интернет дает возможность:
- подобрать материал при подготовке к НОД;
- знакомиться с нормативно- правовыми документами, новостями науки и образования;
- находить электронные пособия, книги, статьи по необходимой тематике;
- участвовать в конкурсах, выставках, олимпиадах, конференциях, вебинарах, семинарах, мастер-классах;
- проходить дистанционное обучение;
- обмениваться опытом работы при создании сайта или странички Интернет-портала;
- создавать электронное портфолио;
- создать и вести электронную почту;
- участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ.
С помощью Интернет открывается большая возможность создания библиотеки электронных ресурсов:
- банк презентаций к НОД и различной деятельности;
- интерактивные игры, лэпбуки;
- картотеки игр, опытов, прогулок и т.д.;
- банк готовых папок-раскладок.
Только самообразование может позволить воспитателю оставаться актуальным в современных условиях.
Использование ИКТ в работе с детьми
Разумное использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе развивает у детей наблюдательность, внимание, мышление, но при этом очень важно соблюдать требования СанПина.
Применение информационных технологий на занятиях позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога. Использование мультимедийной презентаций позволяет сделать занятие эмоционально окрашенными, интересными, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом.
Всё это способствует повышению мотивации детей к образовательной деятельности, активизирует познавательную деятельность, повышает качество усвоения программного материала с детьми.
Но очень важно соблюдать условия для сбережения здоровья ребенка:
· использование экрана компьютера должно быть не более 7-10 минут в день 3-4 раза в неделю;
· расстояние от экрана до стульев, на которых сидят дети 2 - 2, 5 метра;
· включать в занятия игры, направленных на профилактику нарушений зрения, регулярно проводить гимнастику для глаз.
В результате нашей работы по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада мы отметили те преимущества, на которых следует остановиться:
· интерактивная доска помогает педагогу находиться на занятии в постоянном взаимодействии с детьми;
· дает возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
· позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
· позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
· при создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени;
· использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
· одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
· при использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов;
· с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т.д.);
· использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;
· высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т.к. при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. А кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Использование ИКТ в работе с родителями
Современные родители мало обращают внимания на информационные стенды в группах, редко замечают объявления, некоторые родители стали реже приходить на родительские собрания. Несмотря на свою занятость, многие родители активно пользуются Интернетом, и зайти в сообщество всегда найдется время. Современный педагог может широко использовать данные возможности Интернета в повышении эффективности коррекционного процесса и сотрудничестве с родителями.
Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами детского сада в воспитании и обучении детей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
ИКТ открывают перед воспитателем безграничные возможности для эффективной творческой работы. Можно с уверенностью сказать, что ИКТ являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ.
ИКТ-компетентность педагога понимается «как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере».
Таким образом, использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Список литературы
1. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008.
2. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное воспитание, 1991г., № 5.
3. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008.
4. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г., № 11.
5. Новоселова С.Л. Компьютерный мир дошкольника. М.: Новая школа, 1997.