воспитатель
МБДОУ № 79 "Мальчиш-Кибальчиш", г. Северодвинск,
Архангельская область
В современных условиях социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.
Сущность понятия «гражданственность» состоит в способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу.
Гражданственность формируется в процессе усвоения нравственных и правовых норм сознания, развития чувств и поведения, т.е. в ходе накопления социально-нравственного опыта, являющегося результатом воспитательного воздействия ДОУ, семьи, социального окружения, а также в результате самовоспитания.
Хорошо известно, что процесс формирования самосознания ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. А потому важнейшими задачами развития ребенка дошкольного возраста, его гражданского воспитания выступает задача освоения родной культуры, воспитание гражданина своей страны.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста эффективно осуществляется при создании определенных педагогических условий в дошкольном образовательном учреждении. Понятие «педагогические условия» является производным от основного понятия «условие» и имеет конкретную интерпретацию применительно к педагогической деятельности. Условия составляют ту среду, в которой рассматриваемое явление возникает, существует и развивается.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности.
Принципами педагогической деятельности в ДОУ по воспитанию гражданственности являются:
· индивидуализация обучения, включающая в себя учет индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста;
· постоянное стимулирование творческой, познавательной активности детей старшего дошкольного возраста;
· системность и последовательность воспитания и обучения, представленная формированием целостного процесса познания социального мира;
· обеспечение психологического комфорта при организации занятий;
· преемственность в организации разнообразных видов деятельности, способствующих целостному восприятию данного цикла.
Воспитание гражданственности у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении комплекса задач:
· воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
· воспитание уважения к труду;
· развитие интереса к русским традициям и промыслам;
· формирование элементарных знаний о правах человека;
· знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
· развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
· формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только гражданственность, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Учет интегративного характера гражданственности, позволяет определять содержание нескольких компонентов: патриотизм, гражданские права и обязанности, межнациональная толерантность. Именно этими характеристиками определяются педагогические условия воспитания гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Патриотизм включает в себя: формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности (совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность); приобщение к истокам национальной региональной культуры; формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней; воспитании любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям.)
Гражданские права и обязанности могут быть представлены для детей старшего дошкольного возраста в рамках правового воспитания (элементарные знания и представления о Международных документах по защите прав ребенка «Конвенция правах ребенка»)
Задачи правового воспитания:
· формирование у детей положительного самоощущения;
· развитие у детей положительного отношения к окружающим людям;
· приобщение дошкольников к ценностям сотрудничества с другими людьми;
· развитие коммуникативной компетентности дошкольников и формирование у них социальных навыков;
· формирование правового сознания у детей через ознакомление их с ближайшим окружением.
Дети могут и должны учиться соблюдать права друг друга, жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами.
Межнациональная толерантность, которая является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, и предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами. Затем он узнает свои права и обязанности.
Задача педагога – отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события, права и обязанности детей и взрослых – граждан России и т.д.
В воспитании гражданственности у детей старшего дошкольного возраста огромное значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д.
Гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Поэтому особенно важно в ДОУ поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций; счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.
Важной частью работы по воспитанию гражданственности является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников). Также надо на конкретных примерах познакомить детей с характером российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину. Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.
Хорошо известно, что среди видов деятельности, имеющих большое воспитательное и образовательное значение для дошкольников, является игра. При этом имеются в виду не только игры в собственном смысле слова, но и все виды деятельности, которые имеют характер игры (обряды, праздники, ярмарки).
Разработана и реализована система занятий по воспитанию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, включающая направления: «Я и моя семья», «Мир взрослых», «Мы живем в городе Северодвинск», «Моя страна - Россия», «Страны мира». Данные направления предусматривали организацию разнообразной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний.
Основные формы работы: индивидуальные, групповые.
Основные методы работы: беседа, занятие, упражнения, наблюдение, обсуждение ситуаций, праздники, дидактические игры.
К работе привлекались родители дошкольников, что обеспечивало тесный контакт ДОУ с семьей дошкольников и позволяло использовать жизненный опыт семьи в процессе воспитания гражданственности.
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов ДОУ по воспитанию гражданственности также относится к числу необходимых педагогических условий.
Задача ДОУ, педагогов заключается в обеспечении детям старшего дошкольного возраста успеха в его деятельности, направленной на воспитание себя гражданином своей Родины. Психологическую сущность этого процесса составляет формирование положительной мотивации у детей старшего дошкольного возраста, при которой потребность быть полезным обществу, народу, Отечеству является нравственным стержнем личности.
Таким образом, воспитание основ гражданственности у детей старшего дошкольного возраста является воспитание человека-гражданина.
Список литературы
1. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: метод.пособ. / М.Д. Маханева – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 96 с.
2. Померанцева Е. А. Педагогические условия воспитания основ гражданственности у дошкольников// В сборнике: Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции сборник научных трудов магистрантов ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И. Н. Ульянова». 2015. - С. 151-156.
3. Халикова В. В. Гражданско-патриотическое воспитание в системе дошкольного образования// В сборнике: Формирование традиций патриотизма материалы научно-практической конференции. – 2015. – С. 165-171.