Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ДЕФИЦИТОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «КРЕАТИВНАЯ БУМАГА»

Титова Наталья Юрьевна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО "ДЮЦ "ТЕМП"", НИЖЕГОРОДСКАЯ область, г. ВЫКСА
Слайд 1
«Преодоление предметных дефицитов в рамках реализации
программы «Креативная бумага»»
Слайд 2

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума».

В.А. Сухомлинский

Слайд 3
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Креативная бумага» имеет художественную направленность и предназначена для детей 10-15 лет, срок реализации: 3 года. Содержание программы предусматривает занятия по различным видам декоративно-прикладного искусства, связанными с использованием бумаги: киригами, 3D декупаж, поп-ап, квиллинг, скрапбугинг, бумажный туннель, паперкрафт и т.д. Известный запас прочности и способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, позволяет делать из бумаги оригинальные открытки, сувениры, поделки, подарки, украшения для интерьера. Занятия в объединении декоративно-прикладного творчества позволяют посредством изготовления изделий развивать творческие способности детей и мелкую моторику рук.
В возрасте 10 лет ребёнок становится младшим подростком. Не смотря на очень большое количество разнообразной информации о том, как развивать мелкую моторику у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста, по окончанию начальной школы выделяется категория детей, у которых развитие мелкой моторики находится на низком уровне. У них слабо развиты мелкие мышцы кисти, недостаточно развиты механизмы программирования сложно-координированных двигательных действий, несовершенна нервная регуляция движений, низка выносливость к статическим нагрузкам. В первую очередь это проявляется в неумении правильно строить последовательность своих действий, неумении их оценивать, а значит, и корректировать в процессе выполнения.
По моим наблюдениям многие дети в младшем и среднем школьном возрасте не умеют: аккуратно работать с клеем, сгибать, складывать бумагу разной плотности, работать с линейкой (чертить прямые линии, геометрические фигуры, делать точные измерения по линейке, строить отрезки, проводить по линии без сильного нажима на бумагу).
Слайд 4
Понятие «моторное развитие» лежит в поле нескольких наук. В психологии моторное развитие определяют как процесс формирования произвольных движений человека, включающий созревание нервных центров управления движениями, двигательных единиц и метаболических свойств скелетно-мышечных волокон. В педагогической литературе под определением «моторика» понимается двигательная активность организма, последовательность движений, которые в своей совокупности нужны для выполнения какой-либо определённой задачи.
Под моторным развитием чаще всего понимается процесс овладения ребенком различными двигательными актами через овладение каждым конкретным движением, его усвоением, закреплением и последующим применением в составе двигательной деятельности.
Различают крупную и мелкую моторику. Крупная моторика развивается гораздо раньше мелкой и подразумевает выполнение таких действий, как переворачивание, наклоны, ходьба, ползание, бег, прыжки. Недостаточность крупной моторики приводит к тому, что ребёнок находится в постоянной борьбе, затрачивая слишком много усилий для преодоления действий, которые для взрослого кажутся очень лёгкими. Когда мышцы человека взаимодействуют слажен­но и эффективно, мы говорим, что у ребенка хорошая координация движения. Люди с хорошей координа­цией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий. Большое значение для развития общей моторики и координации движения имеют упражнения с мячом, ска­калкой, прыжки через резиночку, перекрёстные шаги, перекрёстные прыжки, метание предметов правой и левой рукой на расстояние 5-12 метров, перекидывание одновременно двух предметов (мешочков с крупой), перекладыванием с руки на руку. Упражнения вырабатывают и тренируют такие нуж­ные всем качества, как быстрые, легкие и эластич­ные движения, выносливость и внимание, чувство ритма.
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Мелкая моторика - показатель развития кис­ти ребенка.
Существуют разнообразные комплексы по развитию мелкой моторики, которые включают в себя упражнения: статические (удержание приданной пальцам определенной позы), динамические (развитие подвижности пальцев, переключения с одной позиции на другую), расслабляющие (нормализующие мышечный тонус) и др. Для получения максимального эффекта эти упражнения должны быть построены таким образом, чтобы сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти руки, а также использовались изолированные движения каждого из пальцев. Упражнения могут занимать 10-15 минут в начале или в конце занятия, или проводиться в рамках «Пятиминутки», «Физкультминутки», «Разминки», «Упражнений для снятия напряжения». Последовательность выполнения упражнений может быть различной.
Слайд 6
На основании анализа рынка игр и методических пособий рекомендуется для занятий с детыми младшего подросткового возраста использовать: массажер для кисти руки "Анти-стресс", массажер "Су-Джок", набор для гравюр,
Слайд 7
набор круговых трафаретов "Мир цветов", трафареты для рисования "Как нарисовать спираль" линейка-спирограф,
Слайд 8
"Копировальный экран "Мираж", игра "Пальчиковый твистер",
Слайд 9
игра "Баланс", игра "Бирюльки", составление всевозможных комбинаций мудр, рисование двумя руками, раскраски-штриховки.
Слайд 10
В качестве традиционных форм работы по развитию мелкой моторики рук оставляем: самомассаж кистей и пальцев рук (с использованием предметов и без); графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, симметричное рисование, соединение по точкам, продолжение ряда, рисование иероглифов; сминание пальцами комочков из бумаги; завязывание и развязывание бантов, узлов; шнурование различными способами обуви, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску; симметричное вырезание, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок, аппликация.
Слайд 11
В работе по развитию мелкой моторики необходимо придерживаться некоторых правил:
•задания подбирать с учетом их постепенно возрастающей сложности.
•учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.
•работу проводить регулярно, систематически.
•соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
•повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.
•заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.
•стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.
Итак, проблема развития моторики у младших подростков является актуальной, и пренебрегать ее нельзя. Исходя из особенностей развития головного мозга человека, занятия направленные на развитие общей и мелкой моторики у младших подростков будут способствовать: успеваемости на занятиях, развитию речи, развитию коммуникативных навыков, регуляции поведения, концентрации внимания; будут оказывать положительное влияние на протекание всех психических процессов.
Таким образом, подбирать методики для развития мелкой моторики у детей младшего подросткового возраста необходимо очень тщательно в соответствии с поставленными задачами и учитывая при этом возрастные особенности.
Список литературы
1.Краковский, А. П. О подростках (содержание возрастного, полового и типологического в личности младшего и старшего подростка). М.: Педагогика, 1970. 272 с.
2.Микадзе Ю.В. Нейрофизиология детского возраста: Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. // Сборник статей по исследованиям психических явлений. URL: http://www.scorcher.ru/neuro/science/base/ch_ontogenesis.php
3.Придворова В.С. Для чего нужна мелкая моторика и как её развивать. // Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. URL: http://doshvozrast.ru/index.htm
Июнь 2022