Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Алешина Ольга Владимировна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад "Изумрудный город", п. Отрадное

Перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но – и обязательно – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.
Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности.
Поисково – исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. Особый интерес представляет детское экспериментирование, как форма этой деятельности.
В процессе экспериментирования ребенок самостоятельно строит собственную деятельность, проявляет активность, которая к старшему дошкольному возрасту заметно нарастает.
В рамках исследовательского подхода обучение идет с опорой на непосредственный опыт ребенка, на его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, активного освоения мира. Детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую ребенок сможет, если привлечет свой опыт, установит в нем иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
На современном этапе выделяют следующие характеристики детского экспериментирования.
1.Детское экспериментирование – особая форма поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития.
2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов творчества (продуктивная форма экспериментирования).
3. Детское экспериментирование – стержень любого процесса детского творчества.
4.Деятельность экспериментирования пронизывает все сферы, все виды детской жизни деятельности, в том числе и игровую.
При изучении темы «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» ставят задачу изучения:
*научно-практических материалов;
*методики проведения занятий в форме экспериментирования;
*создание предметно-развивающей среды для проведения простейших опытов и экспериментов.
Основное содержание «исследований» предполагает:
*расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
*уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов:
*расширение и уточнение знаний взаимозависимости одних объектов и явлений от других.
Работу надо начинать с изучения методической литературы, а также создания предметно – развивающей среды – главного условия для развития творческой, исследовательской активности дошкольников. В группе должен быть оформлен центр экспериментирования и собраны материалы по темам:
«Песок и глина», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Стекло», «Резина».
Все материалы должны быть расположены в доступном для экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Нужно составить картотеку опытов, картотеку загадок.
Основное содержание опытов по освоению детьми окружающего мира предполагает формирование у них следующих представлений:
*выявление свойств воздуха;
* выявление свойств воды;
*выявление свойств снега и льда,
*знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений.
Структура исследовательских занятий:
1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.
2. Тренинг внимания, памяти, логики, мышления
3.уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществлении экспериментирования.
4. Уточнение плана исследования.
5.Выбор оборудования.
6. Распределение детей на группы.
7. Анализ и обобщение полученных результатов экспериментирования.
В процессе экспериментирования дети учатся видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы.
Отношения на занятиях с детьми строятся на основе партнерства. В процессе экспериментирования дети удовлетворяют свою природную любознательность, чувствуют себя учеными-исследователями, первооткрывателями.
На занятиях дети пользуются различными материалами. Для безопасной работы с ними были составлены правила работы с материалами. Эти правила легко запоминаются.
Экспериментирование используют не только на занятиях по экспериментированию, но и в других сферах детской деятельности. На занятиях по изодеятельности дети экспериментируют с красками: путем проб и ошибок находят нужный оттенок. Выполнения упражнения со спортивным инвентарем дети видят и ощущают взаимосвязь различных физических действий. Например, сильнее кинешь – дальше полетит, чем тяжелее предмет, тем больше усилий нужно приложить, чтобы он долетел до цели.
Экспериментирование используется и в свободной детской деятельности. На прогулке дети решают очень важные проблемы: что произойдет со снежинкой, если она упадет на ладошку? как освободить бусинки из ледяного плена?
Дети очень любят играть с ветром, со звуками, с цветными стеклами, с песком и красками.
Как показывают результаты исследований, детское экспериментирование таит в себе огромный потенциал для развития творческой активности и самостоятельности у дошкольников.
Июнь 2022