Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

ПРИЕМЫ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")

ПРИЕМЫ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ (УМК "ПЕРСПЕКТИВА")
Ванькова Анастасия Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Сорская СОШ № 1, г. Сорск, Республика Хакасия
Цель современной системы образования вырастить функционально грамотную личность. Эта позволяет человеку самоопределяться в жизненном мире, включаться в существующие и творить новые виды деятельности и формы общения с другими людьми. Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребенка по другим предметам. Сегодня научить ребенка читать недостаточно. Научить его читать «правильно», «эффективно», «продуктивно» - важная задача учителя и не только на уроках литературного чтения, хотя на них оттачиваются необходимые умения.
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется, а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения. Несмотря на то, что это довольно известная педагогическая технология, сложно бывает использовать ее на уроках обучения грамоте, когда дети ещё только начинают осознанно читать, их читательский опыт достаточно мал. Наиболее эффективными на данном этапе будут приемы, адаптированные под особенности ученика 1 класса в период обучения грамоте.
Прием «Антиципация» (предвосхищение чтения, создание мотива для чтения) на этапе обучения грамоте может быть реализовано через следующие приемы.

Прогнозирование по названию произведения

«Ромашки в январе»

- Чем необычно название произведения?

«Вовка – добрая душа»

- Как вы понимаете «добрая душа»? О чем будет произведение?

Прогнозирование по иллюстрации

«Вежливый слон»

- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению? Как вы думаете, о чём мы будем читать?

Прогнозирование по пословицам и поговоркам.

«Колыбельная песня»

Прочитайте пословицу «При солнышке тепло, при матери добро». Как вы ее понимаете? Чему будет посвящен наш разговор сегодня?


Прием «Ключевые слова» в период обучения грамоте может быть реализован в том случае, если учитель сам выделит ключевые слова.

«Митька»

На доске ключевые слова – грибы, унесли, плакать, смеяться.

- Человек попадает в своей жизни в разные ситуации: смешные, грустные, захватывающие, страшные и другие. Сейчас мы узнаем про историю, которая произошла Митей. Вы уже можете предположить, какая история произошла с Митей? Почему вы так думаете? А хотите узнать, что произошло с Митей?

«Своё и чужое»

На доске ключевые слова – родной, чужой, украл.

- Как может в одном небольшом произведении идти речь об этих противоположных по смыслу словах? Вы можете предположить? Почему вы так думаете? Давайте узнаем…


«Об удивительных птицах»

На доске ключевые слова – игра, хвосты, рифма.

- Какое слово вам непонятно? А как оно связано с другими словами? А хотелось бы вам узнать, в чем смысл этой игры?


Прием «Создание рисунка» к прочитанному произведению особенно эффективен при чтении стихотворений (отрывков из стихотворений) о природе: С.Есенин «Черемуха», И. Токмакова «Ива», А.Фет «Уж верба вся пушистая…». Данный прием позволяет представить детям художественный образ, перевести словесный образ в зрительный образ. Данный прием предполагает «включение» воображения детей, например, такими словами: «Представьте себе…», «Увидели?..», «Представили?..».
Прием «Восстанови текст» в период обучения грамоте применим на небольших текстах, известных детям.

«Как учили читать»

Прочитайте текст, вставляя недостающие слова.

Учитель положил перед собой белую ___ и ____ написал на ней большую букву «___».

— Первым начинается знак «___». Потом и на прочие пойдёт вам мой указ. А этот другой знак есть «___».

И учитель написал рядом на доске букву «__».

— С этим знаком «___» вы одолеете ______ _____.



Прием «Верные и неверные утверждения»

«Коралловый риф»

Правда ли…

·в коралловых рифах живут акулы

· существует рыба-зебра

·рыба-еж умеет раздуваться

·там нет водорослей

·рыбы умеют издавать звуки

«Кувшинка»

Правда ли…

·кувшинка ночью ныряет на дно

·кувшинка не может собирать свои лепестки

·пасмурную погоду прячется

·кувшинка спит под водой


Прием «Задай вопрос» (кубик Блума) - прием продуктивного чтения, тесно связанный с технологией развития критического мышления. «Кубик Блума» уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
·Назови.
·Почему.
·Объясни.
·Предложи.
·Придумай.
·Поделись.
Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

«Разговоры, разговоры»

1Назови произведения, которые читали.

2.Почему так названа наша тема?

3.Объясни повтор «разговоры-разговоры».

4.Предложи другое название темы.

5.Придумай название каждому произведению темы.

6. Поделись своими впечатлениями (чувствами, мыслями) от темы.


Прием «Чтение с остановками»
Учитель заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения: "А что же будет дальше?". Чтение начинается на стадии осмысления и проходит в несколько этапов: чтение — вопросы по тексту — предположения. Эта цепочка повторяется столько раз, сколько отрывков в тексте. Вопросы должны быть разными по уровню сложности и затрагивать все аспекты восприятия. Вопрос "Что из ваших предположений сбылось?" задается первым, а вопрос "Что будет дальше?" — последним.
Достоинства технологии продуктивного чтения:
· применима самостоятельно вне урока
· возрастосообразна и доступна
· ориентирована на развитие личности читателя
· развивает умение прогнозировать результаты чтения
· способствует достижению понимания на уровне смысла
Универсальные учебные действия обучающихся, формированию которых способствует продуктивное чтение:
·коммуникативные – дети учатся формулировать свои мысли, понимать собеседника;
·познавательные – обучающиеся приобретают умения находить нужную текстовую информацию и интерпретировать ее;
·личностные – анализируя текст, ученики учатся формулировать оценочные суждения;
Современная школа – это частица жизни, где ученик готовится не только к будущему, но и воспитывается жизнью, он учится решать любые проблемы, учится превращать информацию в знания, а знания применять на практике. Школа должна помочь ребятам войти в мир реальных человеческих отношений и научить их жить в современном обществе. Перед учителем стоит огромная задача. Ему предстоит вместе с детьми пройти долгий и трудный путь в «завтра».

Июнь 2022