Высшая школа делового администрирования
Click to order
Total: 
Фамилия Имя Отчество
Контактный телефон
E-mail
Почтовый адрес (при заказе, предполагающем отправку почтой РФ)
Комментарий (необязательно)
Конференции

РАЗВИТИЕ ЧЕРЕЗ СОТРУДНИЧЕСТВО

Трофимов Максим Игоревич
учитель истории и обществознания
ГБОУ лицей № 393, Санкт-Петербург
Как однажды заметил Г. Песталоцци: «Мои ученики будут узнавать новое не от меня; они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи». Действительно, хороший учитель как хороший наблюдатель не мешает, а поощряет своих учеников высказывать свою точку зрения. Возогревать, словно раздувать эту жажду познания – наиглавнейшая задача учителя. Заставить поверить ученика в свои силы, поверить в себя, быть настоящим наставником – вот что такое истинное учительство. По мнению Л.С. Выготского, «центральный для всей психологии обучения момент есть возможность подниматься в сотрудничестве на высшую интеллектуальную ступень» – то есть развитие в значительной мере и есть сотрудничество.
Несомненно, важное значение в условиях реализации ФГОС имеет системно-деятельностный подход. Его реализацию в процессе обучения обеспечивают нетрадиционные методы обучения: проблемное обучение, модульное обучение, технология критического мышления, ИКТ, исследовательская деятельность, обучение в парах, работа в группах, метод проекта, исследовательская деятельность. История должна оживать непосредственно на уроках истории. Вместе с нашими учениками мы должны вновь и вновь переживать эпоху за эпохой, событие за событием, год за годом. Непрекращающаяся хронология, неостановимый ритм времени, оживляющее дыхание летописей воскрешают историю, делают ее вечно живой современницей.
Приоритетным условием для развития познавательной активности учащихся на уроках истории и формирования универсальных учебных действий является сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, со всеми окружающими людьми. Формирование всех универсальных учебных действий на уроке: предметных, личностных, метапредметных – происходит на основе предметной деятельности, поэтому очень важно грамотно сформулировать предметные цели.
Проведение уроков истории в лицее физико-математического профиля акцентирует внимание на мотивации учащихся. В связи с этим ведущей формой учебной деятельности является групповая форма работы, наиболее эффективные технологии – проектная и дебаты. Так, например, при изучении темы «Культурное пространство советского общества в 1920-е гг.» в 10 классе учащиеся были распределены по группам в соответствии с темами: «Сменовеховство», «АХРР», «Конструктивизм», «Футуризм», «РАПП», «ЛЕФ», «Серапионовы братья». Каждая группа работала с определенными информационными текстами и историческими источниками. Через определенное время ребята должны были оригинально презентовать результаты своего микроисследования и отметить основные моменты в заранее выданной каждой группе таблице. Затем была организована дискуссия между представителями различных направлений о значении искусства советского общества в 1920-е гг.
Организация обучения на уроках истории по проектной технологии создает оптимальные условия превращения обучающихся в субъектов деятельности. Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися истории, ведет к формированию собственной точки зрения, развивает критическое мышление. Немало этот метод дает и учителю в его профессиональном самоопределении. Это и возможность проявить свое творчество, нестандартность мышления, это и выход на новый этап сотрудничества и взаимодействия с учениками. Благодаря проектному методу процесс обучения становится более увлекательным и, как следствие, более эффективным.
Таким образом, современный урок истории, который соответствует требованиям ФГОС, – это урок личностно-ориентированного обучения, а значит личностно-профессионального саморазвития, на котором учитель обеспечивает индивидуальное, дифференцированное обучение, организует учебное исследование, использует приёмы различных образовательных технологий.
Июнь 2022