Высшая школа делового администрирования
Конференции

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
Раскатова Марина Николаевна
воспитатель
СП "Детский сад" ГБОУ ООШ номер 2 пгт Смышляевка.,
Волжский район, Самарская область

Аннотация: В данной статье рассматривается значимость сенсорного развития детей. Так, с момента рождения ваш ребенок постоянно использует все пять органов чувств, чтобы исследовать и осмысливать свое окружение. Сенсорное развитие расширяет возможности использования органов чувств вашего ребенка за счет включения различных цветов, текстур, шумов и многого другого в их раннее обучение. Этот целостный процесс обучения побуждает детей безопасно играть и взаимодействовать со своим окружением, а также улучшать развитие своего мозга.
Ключевые слова: сенсорная игра, сенсорное развитие.
С момента своего рождения дети начинают исследовать мир с помощью своих органов чувств. Вы, без сомнения, видели, как младенцы следят глазами за предметами, поворачиваются в сторону звуков и кладут вещи в рот. Растущие дети продолжают познавать мир с помощью органов осязания, вкуса, обоняния, зрения, слуха и движений тела.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Эта сенсорная активность жизненно важна для здорового развития, поскольку она устанавливает нервные пути в теле и мозге. Собирание вещей и ощущение их текстуры - это то, что люди часто ассоциируют с сенсорной игрой, но речь идет о гораздо большем, чем прикосновение.
Для малышей ранние сенсорные опыты играют жизненно важную роль в развитии мозга. Благодаря знакомству с новыми впечатлениями, объектами и взаимодействиями дети также получают информацию, узнают об окружающем мире и осмысливают его. Например, разговаривая со своим ребенком и устно называя предметы или вещи, которые вы или ваш ребенок делаете, вы учите их словарному запасу. Предоставление вашему ребенку игрушки, которая загорается или издает шум, помогает ему усвоить такие понятия, как причина и следствие.
Сенсорная игра включает в себя любую деятельность, которая стимулирует осязание, обоняние, вкус, зрение и слух маленького ребенка, а также все, что связано с движением и равновесием. Сенсорная игра действительно ограничена только вашим собственным воображением, и, конечно, в отношении материалов и типов игр, соответствующих возрасту и способностям вашего ребенка, используется некоторый здравый смысл.
«Самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и ощущающего человека» Б. Г. Ананьев. Предоставление детям множества возможностей для изучения с помощью сенсорной игры развивает их способность выполнять более сложные задачи и поддерживает рост в важнейших областях, включая:
·           когнитивное и языковое развитие
·           умение решать проблемы
·           любознательность и научное мышление
·           грубая и мелкая моторика
·           социальное взаимодействие
·           память.
У детей есть естественное стремление к сенсорной игре, которое следует поощрять как дома, так и в условиях обучения. Кроме того, утверждения нейробиологии также подчеркивают влияние на нервные пути ребенка, если они пусты или испытывают низкий уровень сенсорного ввода или стимуляции, что может привести к недоразвитию мозга (например, снижение словарного запаса, нарушение эмоционального и социального развития, снижение уровня когнитивных/мыслительных навыков).
Сенсорными мы условно называем игры, цель которых — дать ребенку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть разнообразными:
Визуальные. Чтобы задействовать зрение, предложите ребенку визуально отслеживать предметы, которые находятся в непосредственной близости, например мобильные телефоны. Зрительная сенсорная система тесно связана со слуховой и вестибулярной системами. Игра с цветами и узорами и их идентификация-это веселый и увлекательный способ стимулировать визуальную сенсорную игру. Кроме того, задействуйте зрение, предлагая книги и игрушки, которые являются черно-белыми или высококонтрастными.
Тактильные. Вероятно, это тот тип игры, о котором вы, скорее всего, подумаете, когда мы говорим о сенсорной игре. Каждый раз, когда вы видите, как дети исследуют предмет руками, они используют тактильную игру. Благодаря тактильной игре дети могут узнать о давлении, температуре, вибрациях и многом другом. Примеры: игра с песком, пластилином, глиной, краской, игра на природе (природные текстуры, объекты), с предметами, которые различаются по размеру, текстуре, форме, материалам. Осязание-одно из первых чувств, развитых до рождения. Вы также можете задействовать осязание вашего ребенка, предлагая ему безопасные материалы для манипуляций, такие как текстурированные игрушки/блоки или предметы, которые позволяют ему толкать, тянуть, сжимать и т.д.
Слуховые. Развитие звука и слуха. Чтобы стимулировать развитие слуха вашего ребенка, создайте возможности для того, чтобы петь, читать или разговаривать со своим ребенком. Эти возможности могут возникнуть в любое время, начиная с обозначения ваших взаимодействий, когда вы играете или гуляете со своим ребенком, и заканчивая пением, когда вы переодеваетесь или купаете его.
Выбор песни зависит не от того, что вы поете или насколько хорошо вы это делаете, а больше от взаимодействия и воздействия на вашего ребенка различных ритмов. Кроме того, вы можете включить для своего ребенка различные виды музыки. Вы также можете предложить своему ребенку возможность поиграть на музыкальных инструментах.
Читая своему ребенку, вы также можете поэкспериментировать, используя разные тона и громкость при изображении разных персонажей в рассказе.
Вкусовые. Развитие вкусовых ощущений: приготовление пищи, совместное питание, эксперименты для восприятия сладкого, кислого, соленого и горького. По мере того как ваш ребенок становится старше, вы можете вводить новые вкусы и текстуры во время еды. Будьте терпеливы в этом процессе, так как маленькому ребенку может потребоваться время, чтобы привыкнуть к новым продуктам питания.
Обонятельные. ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира - кулинарные опыты, прогулка на природе, экскурсии в места с характерными запахами. По мере того как вы знакомите своего ребенка с новыми продуктами, он также может научиться различать различные запахи
Вестибулярные. Развитие баланса изучается с помощью перекатывания, подвешивания, раскачивания, прыжков и лазания. Кататься, висеть, раскачиваться и прыгать-все это может способствовать развитию у вашего ребенка равновесия. Это происходит потому, что чувство равновесия и движения исходит от вестибулярной системы, которая расположена во внутреннем ухе. Приведение головы ребенка в как можно большее количество различных положений помогает укрепить вестибулярную систему, активируя различные рецепторы в ухе.
Проприоцептивные. Развитие пространственной осведомленности развивается с помощью игр, в которых ребенок перемещается в разных пространствах. Толчки, подтягивания и прыжки-все это помогает вашему ребенку развить пространственное восприятие своего тела. Благодаря проприоцепции дети узнают, где они физически находятся в пространстве и как их конечности соотносятся с остальной частью тела.
По мере того как дети растут, они также приобретают более сложные навыки с помощью сенсорного опыта. Например, играя с сенсорными материалами, такими как вода, игровое тесто, кубики, песок и т.д., Они начинают развивать мелкую моторику. Это достигается путем формования, манипулирования, укладки, захвата, заливки и т.д.
Дети узнают о таких понятиях, как причина и следствие, о физических свойствах (форма, размер, цвет, текстура). Изучая материалы, они также развивают базовые навыки в области математики и естественных наук, включая измерения, наблюдение за физическими изменениями при смешивании или изменении материалов и проведение сравнений. Сенсорные игры также способствуют творческой игре и стимулируют социальное развитие.
Таким образом, органы чувств играют решающую роль в целостном развитии ребенка и его способности осмысливать окружающий мир. Как родитель или воспитатель, у вас есть бесконечные возможности задействовать чувства с помощью сенсорных игр.
Список использованной литературы
1. Янушко Е.А. Я 657 Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М.: Издательство ВЛАДОС, 2018. — с.7
2. Рогов Е. И. Психология человека – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. - 143 с
Июль 2022