Высшая школа делового администрирования
Конференции

КАК РАЗВИТЬ В РЕБЁНКЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

Филина Алёна Александровна
социальный педагог
МБДОУ ЦРР-детский сад "Золотая рыбка", г. Лянтор

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у него, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Духовно-нравственные ценности - это, прежде всего, любовь к своим родным и близким, своей семье и друзьям, к своей Родине. Это ответственность за свои поступки. Это красота, милосердие, справедливость, уважение к старшим, жизненная мудрость, свобода и многое, многое другое.
Духовно-нравственное воспитание закладывается в детстве и позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и правильные ориентиры.
Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения закладывает в ребенке основные нравственные нормы поведения.
Эффективное духовное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения им.
Одной из важных задач детского сада по духовно-нравственному воспитанию является установление тесной связи с семьёй. Семья и детский сад - два важных института социализации ребенка. Семья обладает особыми педагогическими возможностями, которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений. Это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.
ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Фирсова Ирина Михайловна
воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 4 "Берёзка", Чувашская Республика, п. Вурнары

Формирование речи детей в дошкольные годы жизни - одна из серьёзнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребёнка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.
Язык, как орудие мышления, играет большую роль в умственном развитии ребёнка. К.Д. Ушинский писал: "…Родное слово - есть основа всякого умственного развития и сокровища всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается".
Но понимать речь окружающих, выражать собственные мысли ребёнок не сможет, не овладев грамматическим строем речи. Грамматика устанавливает нормы изменения слов и способы их соединения в предложении. У детей, усваивающих грамматические категории на практическом уровне, формируется и мышление. Отсюда следует, что каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение.
Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. Речь ребёнка - аморфна (бесформенна). Морфологическая и синтаксическая аморфность речи говорит о неопознанности им отношений и связей, существующих в жизни. Познание ребёнком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями. Познанные связи грамматически оформляются и отражаются в речи. Это происходит благодаря освоению родного языка, его словарного состава и грамматического строя. Установление разнообразных связей, понимание логической зависимости между наблюдаемыми явлениями сказывается в заметном изменении структуры детской речи: в увеличении числа предлогов и наречий, употреблений сложноподчинённых предложений.
С точки зрения грамматики как науки определение грамматики означает науку, свод правил об изменении слов и их словосочетаний в предложении. Грамматический строй речи включает в себя три стороны речи:
1. Морфология - система склонений, традиционные формы словоизменения.
2. Синтаксис - многообразие способов построения простых и сложных предложений.
3. Словообразование - средства и способы образования слов.
В детском саду не ставится задача изучения законов грамматики, знакомства с ее категориями и терминологией. Правила и законы языка познаются детьми в практике живой речи. В дошкольном возрасте у ребенка нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно. К. Д. Ушинский подчеркивал необходимость с самых ранних лет формировать привычку правильной разговорной речи.
Грамматика русского языка - обширная наука. Именно через неё ребёнок учится правильно говорить.
Овладение правильной речью оказывает влияние на мышление ребенка. Он начинает мыслить более логично, последовательно обобщать, отвлекаться от конкретного, правильно излагать свои мысли. Недаром К.Д. Ушинский, формируя третью цель в обучении языку, назвал грамматику (а значит и морфологию) поиском языка. Говоря о её изучении, он писал:
"… Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самосознание ребенка, то есть именно ту способность, вследствие которой ребенок является человеком между животными».
Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А.Н. Гвоздевым. В его исследованиях содержится огромный фактический материал длительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи. По данным А.Н. Гвоздева морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано.
Усвоение морфологической системы русского языка происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов.
Расчленение слов охватывает ряд категорий существительных в единственном и множественном числе именительного, родительного и винительного падежей, а также и глагольные категории (повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время).
А.Н. Гвоздев указывает, что формирование согласования в роде проходит длительный путь развития и усваивается относительно поздно.
В его материалах содержатся также указания на то, что на начальных этапах развития речи преобладает согласование в женском роде, затем появляется согласование в мужском роде и смешанное согласование. К трём годам род усваивается почти полностью. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка.
Прежде всего в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий.
Очевидно, что трудных грамматических форм в русском языке великое множество; многие из них встречаются детям, и, естественно, ведут к ошибкам.
А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя речи.
Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (1 год 3 месяца - 1 год 10 месяцев).
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (1 год 10 месяце - 3 года).
Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (3 года - 7 лет). В этот период в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком, формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередования в основах.
В изучении грамматического строя речи дошкольников А. Г. Арушанова выделяет несколько направлений.
Первое направление связано с исправлением неточностей и ошибок, свойственных детям (спряжение глаголов, множественное число и родовая принадлежность существительных, предложное управление). В этом направлении сосредоточились поиски педагогов – исследователей О. И. Соловьевой, Л. А. Пеньевской, М. М. Кониной, А. М. Бородич, В. В. Гербовой. Они уточнили списки слов, изменение которых вызывает затруднение у детей; выявили ситуации. В которых дети могли «затвердить» нужную форму.
Второе направление – выявление существенных звеньев механизма овладения детьми грамматическим строем, развитие понимания грамматических форм, формирование грамматических общений, их абстрагирование и перенос на новые области действительности. В этом направлении работали Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, М. И. Попова, А. В. Запорожец, В. И. Ядешко. Исследования показали, что наиболее благоприятные ситуация, при которой правильное использование грамматической формы, точнее ее звукового облика обретает в деятельности сигнальное значение. Игровую и практическую деятельность следует организовать так, чтобы успех этой деятельности зависел от правильности ориентировки в звуковой стороне слова.
Третье направление связано с выявлением педагогических условий формирования механизма грамматического структурирования в сфере синтаксиса и словообразования (М. С. Лаврик, Э. А. Федеравичене, Н. Ф. Виноградова, Г. И. Николайчук, А. Г. Тамбовцева – Арушанова). Исследования позволили определить особенности формирования грамматического компонента языковой способности в разные периоды детства, влияние разной организации условий игровой и речевой деятельности на активизацию синтаксических конструкций.
Американский психолингвист Д. Слобин отмечает, что для овладения грамматикой ребенок должен:
1.Осознать те физические и социальные явления, информация которых передаётся при помощи языка.
2. Уметь обрабатывать, организовывать и хранить языковую информацию. Иными словами, когнитивные предпосылки развития грамматики связаны как со значением, так и с формой высказывания.
Трудность и постепенность усвоения грамматического строя речи объясняются несколькими причинами:
·          особенность возраста;
·          закономерности усвоения морфологической и синтаксической сторон речи;
·          сложность грамматической системы, особенно морфологии.
Итак формирование речи в дошкольном возрасте - одна из серьёзнейших задач воспитания. Речь - одна из основных форм развития мышления, познания, психических свойств личности, а также его всестороннего развития.
Июль 2022