Высшая школа делового администрирования
Конференции

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «ИГРОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ (УМЕРЕННАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ)»

Барагузина Любовь Васильевна
учитель
МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени" г. Перми

Чтение - один из самых эффективных инструментов познания, связывающих каждого из нас с неисчерпаемой сокровищницей опыта, накопленного человечеством.
Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Я работаю с обучающимися с умеренной умственной отсталостью,моя задача – формировать у детей навыки чтения.
В целом навык чтения как бы складывается из двух факторов: смыслового и технического, т.е. техники чтения.
Чтение как вид деятельности можно представить процессом
де­кодирования, т.е. воссоздания звукового облика слова по его
графи­ческой модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
1) опознание буквы в ее связи с фонемой (звукобуквенные связи);
2) слияние нескольких букв в слог (слогослияние);
3) слияние нескольких слогов в слово;
4) интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в за­конченную фразу или высказывание.
Дети с умеренной умственной отсталостью испытывают трудности в формировании навыка чтения.
В основном, дети читают медленнее или вообще не читают. Они допускают при чтении ошибки: пропускают, заменяют, переставляют буквы, сло­ги, искажают окончания, не дочитывают их. Для многих характер­но угадывающее чтение, имеются трудности в слогослиянии. Иска­жения звукового состава слов и трудности слогослияния в боль­шинстве случаев затрудняют детям понимание прочитанного.
В результате у детей складывается негативное, эмоционально-отрицательное отношение к процессу чтения.
Сейчас существуют много разных методик обучения чтению детей с ОВЗ. Учебники для детей с ОВЗ (в нашей школе используется Букварь Воронковой) отличаются от обычных. Есть еще буквари Жуковой, Новиковой, Узоровой и др. Все они имеют свои особенности обучения чтению.
Способы чтения тоже разные: аналитико-синтетический (традиционный), слоговой (кубики Зайцева), глобальное чтение (целыми словами, используется для аутичных детей, с тяжелой умственной отсталостью).
Чем больше разных органов чувств задействовано, тем лучше формируются нейронные связи. Обучение должно строиться на положительных эмоциях. Даже неговорящего ребенка можно обучить чтению.
ИГРЫ С БУКВАМИ
Буквы можно лепить из пластилина, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных верёвок, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках.
Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы (графемы), можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильное опознание «наждачных» букв.
Использование приёма «Дермолексия», когда педагог на ладони ребёнка рисует букву, а ребёнок опознаёт её с закрытыми глазами. Зачеркивание на листке с текстом определенной буквы. Например: «Зачеркни (обведи) все буквы Д на этой странице».
Задания, усложняющие узнавания букв, это – «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Сколько одинаковых букв», «Каких букв больше», «Наложенные буквы», «Зеркальные буквы», «Найди букву среди рядов букв», «Найди нужную букву среди перечёркнутых букв».
Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы («Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И; из Щ – Ц и т. д.)
«Какой буквы не стало», «Волшебный мешочек».
РАБОТА СО СЛОГОВЫМИ ТАБЛИЦАМИ
Слоги читаются по горизонтали и по вертикали.
Логопед в случайном порядке называет слоги таблицы и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать его.
Прочитайте слоги, которые начинаются с гласной буквы (с согласной буквы).
Найти и прочитать слоги, которых есть мягкий согласный.
Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например «а» или «и».
Прочитать 1, 2, 5 строчку или столбик.
Найти, прочитать заданный слог или слово и придумать с ним слово и т.д.
Маркировка слога (слова) определенным цветом.
ЧТЕНИЕ СЛОВ
«Слоговые дорожки» - могут быть разнообразно и оригинально оформлены, в игровой форме («Горы», «Парашютист», «Жук», «Шар сдувается», «Костёр», «Звезда» и др.)
Слоги с «окошками», с движущимися полосками и т. д.
«Узнай буквы и составь слог»
«Цветы» (чтение слогов на лепестках)
«Слова рассыпались на слоги»
«Соедини слоги в слова»
«Забей мяч в ворота»
Чтение слов с одинаковой слоговой структурой (книги с картинками).
Синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге: РО - (СА, ЖА, МА, ТА, ЛИ, ЗА, ГА) КА- (БАН, ЛАЧ, МЕНЬ, МИН, РАСЬ)
10. Игра «Помоги Незнайке»: «Незнайка перепутал местами слоги. Помоги ему составить слово!»: КА-МУ (мука), ЛО-МО-КО (молоко) и т.д.
Методика "Анаграммы" (по книге В. Эдигей "Учись читать, малыш!" Киев 1994 г.)
На келыбар
Ратеяб лоишп тиволь убры. аСаш ёсн дочуки. Кляо и Алки лизяв тьес. аСаш мойпал тьяп кенуой. Кляо мойлап щикале. Алкиу лаппося калиймень касарь.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНИКА «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Цель:
•            Снятие эмоционального напряжения.
•            Улучшение работоспособности.
•            Развитие межполушарных связей.
•            Развитие внимания, мышления.
Инструкция:
Верхняя буква каждой строки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками:
Л – левая рука поднимается в левую сторону
П – левая рука поднимается в правую сторону
В – обе руки поднимаются вверх.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Июль 2022