воспитатель
Худоногова Алёна Владимировна
воспитатель
МКДОУ № 6 "Аленький цветочек", Шелехов
Наряду с семьей еще одним важнейшим социальным институтом, влияющим на развитие ребенка, является дошкольное учреждение и вполне закономерно, что взаимодействие семьи и дошкольного учреждения рассматривается исследователями (Б.М. Бим-Бад, О.Л. Зверева и др.), как наиболее потенциально эффективное взаимодействие, обеспечивающее необходимые условия для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.
Взаимодействие представляет собой категорию, которая отражает процессы взаимного влияния различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и взаимосвязь. В психологии под взаимодействием понимается процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов или субъектов друг на друга, который порождает их взаимную обусловленность и связь личности и деятельности.
Психолого-педагогическое просвещение родителей является неотъемлемой частью взаимодействия детского сада и семьи. Благодаря психолого-педагогическому просвещению осуществляется повышение педагогической культуры родителей.
В работах, посвященных проблеме сотрудничества дошкольного учреждения и семьи (В.С. Антипичева, С.В. Глебова и других), обращается внимание на то, что психолого-педагогическое просвещение родителей осуществляется при использовании разных форм. В современных классификациях выделяют такие формы просветительской работы с родителями, как информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Раскрывая сущность психолого-педагогического просвещения, мы отмечали, что в процессе его происходит передача знаний или информации
Психолого-педагогическое просвещение в ходе разных форм работы зависит от задач, которые ставят педагоги по работе с родителями. Различия будут наблюдаться в глубине и объеме информации, которую получают родители, ее содержательных характеристиках, в соответствии с этим одни формы психолого-педагогического просвещения являются более продуктивными, а другие наоборот - менее продуктивными.
Формы взаимодействия с родителями разделяют на традиционные и не традиционные. Охарактеризуем каждый из видов форм работы с родителями. Традиционные формы психолого-педагогического просвещения включают в себя такие формы, как беседы, консультации, родительские собрания, день открытых дверей.
День открытых дверей по мнению Н.А. Кочетовой одна из форм работы с родителями, в ходе которой родители могут познакомиться с образовательным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы. Данная форма имеет просветительский характер и в большей степени формирует представления об организации самого образовательного процесса и жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении.
Беседа является одной из наиболее распространенных традиционных форм психолого-педагогического просвещения. О.Л. Зверева разделяет беседы на индивидуальные и групповые. Как форма работы беседа является эффективной тогда, когда ее содержание является лаконичным, четким, организуется диалог между участниками общения. Информация, которую дает педагог, помогает родителям преодолеть недостаточную сформированность знаний по тем или иным вопросам воспитания и обучения.
В работах А.В. Козловой, Л.В. Комаровой, групповые консультации рассматриваются как одна из форм психолого-педагогического просвещения, которая наиболее часто используется в дошкольных учреждениях. Решая задачу повышения уровня знаний родителей по тому или иному вопросу в ходе групповой консультации, как правило, педагоги представляют данную информацию, могут использовать отдельные приемы для повышения активности родителей, их включения в процесс консультации.
Н.М. Сертакова считает, что эффективность консультации, как формы взаимодействия, зависит от того, насколько актуальной является тема консультации, насколько продумано содержание, определены методы и приемы работы, созданы условия для активного участия родителей в консультации, а также созданы условия для формирования практических умений и навыков. Консультация ориентирована преимущественно на расширение и углубление знаний родителей, а вот использование такой формы, как семинар, семинар-практикум в большей степени позволяет формировать у родителей необходимые умения и навыки.
Н.А. Кочетова указывает, что родительские собрания традиционно проводятся несколько раз в год, они могут быть групповыми и общими. На этих собраниях обсуждаются разные вопросы, как образовательной деятельности, так и вопросы воспитания, а также организационные вопросы относительно различных мероприятий, проходящих в группе, относительно организации жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении. Реализация психолого-педагогической функции родительских собраний может осуществляться посредством приглашения на собрание различных специалистов, которые позволят расширить знания родителей в определенных областях обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Следующая большая группа форм психолого-педагогического просвещения родителей – нетрадиционные формы. Они направлены на привлечение родителей, установление неформальных контактов. А.В. Козлова нетрадиционные формы взаимодействия педагогов и родителей разделяет на информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно - информационные.
Среди данных форм именно просветительскую функцию в большей степени выполняют информационно-наглядные формы, к ним относятся открытые просмотры занятий и других видов деятельности, выставки детских работ, выставки совместных работ, информационные проспекты для родителей, видеоролики о жизни дошкольного образовательного учреждения, выпуск газет, организация мини библиотек, использование современных технологий.
По мнению О.Л. Зверевой, основное отличие нетрадиционных форм работы с родителями от традиционных форм, состоит в том, что в них акцент ставится на повышении активности самих родителей, организацию сотрудничества с родителями.
Семейный клуб является нетрадиционной формой организации психолого-педагогического просвещения. В рамках клуба родителей объединяет общая тематика и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями, в связи с этим семейный клуб является динамичной структурой. В зависимости от тематики встреч и замысла семейные клубы могут объединяться в один большой клуб или делиться на более мелкие.
Н.М. Сертакова указывает, что просветительскую функцию выполняет также библиотека литературы для родителей по проблемам воспитания, обучения и развития. Интересной нетрадиционной формой является такая форма, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Данная форма позволяет родителям обратиться к кому-либо из специалистов за помощью в случае, если у него возникает какой-либо вопрос относительно обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Вечера вопросов и ответов характеризуются тем, что на них представляется педагогическая информация по разным вопросам, в концентрированной форме организуются дискуссии, совместное обсуждение. Данная форма интересна тем, что она привлекает внимание родителей, повышать их активность, создает условия для непринужденного равноправного общения родителей и педагогов.
Круглый стол, как форма взаимодействия с родителями также имеет большое значение в рамках психолого-педагогического просвещения. На круглом столе обсуждается какая-либо проблема, возникающая в процессе воспитания и обучения. Все участники круглого стола высказывают свое мнение, делятся опытом, осуществляют поиск решения проблемы.
Таким образом, психолого-педагогическое просвещение посредством разных форм взаимодействия ДОУ и семьи составляет одно из ключевых направлений работы. В зависимости от формы психолого-педагогическое просвещение позволяет решать разные задачи.