Высшая школа делового администрирования
Конференции

УЧЕНИКИ, РОДИТЕЛИ, УЧИТЕЛЯ (СОВЕТЫ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ)

Проценко Наталья Валентиновна
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 2 имени Луначарского, Тимашевский район,
ст-ца Медведовская

Одним из важнейших положений ФГОС является взаимодействие образовательной организации с семьёй. Качественное образование зависит от уровня доверия сложившихся отношений между семьёй и педагогами школы, и общая цель делает их союзниками. Ведущая роль в организации такого сотрудничества принадлежит учителям – предметникам и классному руководителю, который первым знакомится с ребёнком в школе. Если у учителя сложится взаимопонимание с ребёнком, то несложно будет добиться хороших, доверительных отношений и с родителями ребёнка. Это важно, так как семья имеет огромное влияние на развитие ребёнка и модель поведения ребёнок приобретает в своем семейном окружении.
Как добиться педагогу, чтобы ученик ему доверял, как добиться эмоционального благополучия школьных отношений? Учителям, как и родителям, важно видеть перед собой увлечённого, активного, самостоятельного, образованного ученика. Наличие одной цели объединяет учителя, ученика и родителей.
Работая с учеником, педагог прежде всего надо быть очень внимательным ко всему, что говорит ребёнок. От реакции учителя зависит возможность того, что ученик и дальше будет делиться с ним своими мыслями и проблемами. Учителю необходимо внимательно выслушать ученика, не осуждая, и попытаться прокомментировать чувства, которые ребенок мог испытать при возникновении проблемы. Педагог должен искренне ответить ребенку (подростку), при этом избегать давать конкретные советы. Можно рассказать историю из своей жизни, из жизни бывших учеников, выбрать эпизод из книги, из известного фильма.
Если подросток очень эмоционален при объяснении взволновавшего его случая, то педагогу можно представить ситуацию в юмористическом плане, и агрессия сменится позитивным настроем видеть в проблеме не только негативные результаты.
Педагогу важно быть самому интересным и знающим профессионалом и проявлять искренний интерес к тому, что интересно и увлекательно современным ученикам, подросткам. Учителю несложно быть в курсе, какие фильмы они смотрят, какая музыка нравится, какие книги читают, какая информацию из СМИ и социальных сетей для них важна. По возможности педагог даёт свой комментарий, своё видение ситуаций в плане критического мышления: что-то считает приемлемым, что-то негативным; при этом необходимо пояснять свою точку зрения. При общении с учеником важно научиться избегать эмоциональных обвинений и обсуждений, приказов, нотаций, угроз, сравнения с другими. Педагогу можно выразить неодобрение, не критикуя подростка, при этом сформулировать свой взгляд на ситуацию и предоставить подростку выбор, отреагировав на проблему своим отношением к происходящему. Чтобы поощрить самостоятельность, надо разрешить подростку делать выбор. Например, проговорить: «Что тебе интересно - сделать презентацию к классному часу, помочь на пришкольном участке или организовать дежурство по школе своего класса?»
Классному руководителю или учителю лучше избегать категоричного слова «нет». Если учителя говорят «нет», надо очень основательно аргументировать свой отрицательный ответ.
Одним из самых продуктивных методов работы с подростками – это проявлять искренний интерес к интересам и увлечениям ребёнка. По возможности надо поддержать увлечение ребёнка каким-то школьным предметом, спортом, животными, коллекционированием, моделированием и т.д., предложив варианты конкретных действий в рамках его интересов.
Учителю необходимо стараться быть позитивным человеком, контролировать свои эмоции и учить детей решать проблемы, задачи, конфликты самостоятельно, не бояться ошибаться, проявлять творчество. Это немалая часть возможностей, которые помогут формированию правильной, положительной самооценки у подростков, и, в конечном итоге, будут способствовать налаживанию доверия между ними, учителями и родителями.
Если ребёнку в школе интересно, комфортно и есть возможности проявить себя, тогда достичь взаимопонимания с родителями несложно. Родители, видя заботу, доброту, профессионализм педагогического коллектива, всегда готовы адекватно отнестись к информации, идущей от школы, педагогов, классного руководителя.
Конечно, педагогам необходимо знать ситуации в семье, но узнавать нужно не от ребёнка, а из других источников. Желательно, учеников называть только по имени. Родителям говорим про детей, начиная с достижений, с добрых слов об уникальности их ребёнка. Если есть проблема, говорим о проблеме (индивидуально), не давая характеристику ребёнку. Улыбка, чувство такта, чувство юмора, забавные реплики ученика, которые озвучит учитель, настроят родителей на волну взаимопонимания, позитива, доверия к учителям и к школе в целом.
Июль 2022