Высшая школа делового администрирования
Конференции

РАЗВИТИЕ ВОЛЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПЛАНИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

Александрова Наталья Викторовна
воспитатель
МАДОУ "Детский сад 89", г. Березники
ФГОС ДО обращает внимание на «становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий» дошкольников. Поэтому актуальной задачей является воспитание у дошкольников волевых качеств: самостоятельности, организованности, целенаправленности, ответственности, дисциплинированности. Формирование волевой сферы - важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Несмотря на это, очень часто в мы слышим от детей слова: «Не хочу», «Не буду»... Причина этих капризов не только в том, что ребенок мал и у него еще не сформированы волевые действия. Родители, как правило, во всем угождают детям, не предъявляют требований, не приучают выполнять установленные правила. Существует и другая крайность - перегрузка детей сложными заданиями, которые они не способны выполнить и поэтому не доводят начатое до конца.
Вследствие этого уместно говорить, что в дошкольном возрасте необходимо способствовать формированию у ребёнка умения воспринимать задачу, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку.
Планирование собственной деятельности дошкольника - это сложный процесс, связанный с анализом, обобщенными представлениями, умением предвидеть предстоящую работу.
Развитие волевых действий происходит поэтапно:
1. Развитие целеполагания: сначала дети ставят цели, связанные со своими личными интересами и желаниями. Затем нужно научить их ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих. В старшем дошкольном возрасте характерным становится свободный выбор своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а личными мотивами.
2. Овладение планированием: выполнение волевых действий зависит от речевого планирования и регуляции. Именно в словесной форме ребенок формулирует для себя, что он намерен делать, обсуждает сам с собой возможные решения при борьбе мотивов, напоминает себе о том, для чего он выполняет действие, и «приказывает» себе добиваться цели.
3. Развитие самоконтроля: У детей уже сформированы первые предпосылки контроля за своим поведением они вызваны стремлением ребенка к самостоятельности. В старшем дошкольном возрасте в развитии самоконтроля у дошкольника выделяются две линии: освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать свою работу.
Понятно, что без помощи взрослого ребенок никогда не научится управлять своим поведением. Поэтому в работе с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи используем пособие «Домики смешариков», которое одновременно представляет собой своеобразный планиниг и мотивационный экран, работа с которым помогает сформировать волевые действия.

На экране размещены фотографии детей группы и изображены домики Смешариков - центры развития нашей группы. Домик Кроша - центр движения, домик Бараша - уголок книги, Домик Нюши - музыкальный и театральный центр, Домик Кар-Карыча - речевой центр, домик Пина - центр экспериментирования, домик Лосяша - математический центр, домик Ежика -художественный центр, домик Копатыча - экологический центр. Домики подобраны в соответствии с увлечениями и характерами персонажей мультфильма «Смешарики» - что понятно детям и погружает их в сказочную игровую атмосферу, тем самым облегчая необходимость выполнения заданий.
Осознать свою деятельность и себя в ней ребенок может только в общении, поэтому утром приходя в детский сад совместно с родителями планирует, чем будет заниматься в группе сегодня. На первом этапе дети выбирают только одно важное и интересное дело, позже таких дел может быть несколько в течение дня. В помощь родителям разработали памятку, которая помогает правильно организовать беседу.
Памятка для родителей «Выбираем важное и интересное дело»:
«Утренние вопросы и пожелания:
Чем бы ты хотел сегодня позаниматься?
Чему хотел бы научиться?
В каком центре (чьем домике)? (поместить фотографию в окошко)
Я тебе желаю, чтобы у тебя все получилось... Вечером мне расскажешь...
Вечерние вопросы:
Чем ты сегодня занимался?
Чему научился?
Тебе понравилось?
Все ли у тебя получилось?
Как ты оценишь свои успехи? (прикрепить смайлик) »

Таким образом, мы ставим ребенка в ситуацию выбора, тем самым побуждаем самостоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание. Утром, встречая ребенка, мы спрашиваем: «Во что ты хочешь играть: в мозаику или строить? С кем хочешь играть? Кем хочешь быть в игре?», ответы ребенка не оцениваем. Наша задача состоит в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия ребенка, придать им произвольный осознанный характер.
В течение дня создаем условия для выполнения запланированного утром «важного и интересного дела».
Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побуждения и достигать поставленной цели. Наблюдая и участвуя в деятельности детей, задаем вопросы: «Во что ты играешь?», «Тебе нравится играть так?», «Что ты собираешься сейчас делать?» Ответы на вопросы помогают детям осознать собственные действия. Если дети затрудняются ответить, то используем подсказки, например: «Тебе уже, наверное, скучно играть? Может быть, ты хочешь порисовать?»

Задавая вопросы, стараемся не подавлять инициативу ребенка. Вопросы направлены на формирование умения ребенка выделять связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также ставить цель и выбирать средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нужно? С чего начнешь?» В случае необходимости подсказываем, но обязательно учитываем возможное несогласие ребенка и его вариант ответа. С помощью подбадриваний, советов, напоминаний помогаем ребенку довести начатое дело до конца, достичь предполагаемого результата.
Вечером перед уходом домой помогаем детям проанализировать свое поведение, напоминая о выполненном «важном и интересном деле», о том, что было интересно в течение дня. Обращаем внимание на то, чтобы дети не ограничивались перечислениями режимных моментов, а обязательно запоминали что-то о себе.
Беседа о том, что запланировали сегодня утром, что делали днем или вечером, подводит дошкольников к мысли, что жизнь в детском саду - это организованный процесс связанных друг с другом событий, которые они сами планируют.
Осознание событий своей жизни является необходимым условием для самостоятельного планирования действий, овладения своим поведением. Поэтому дети, при активной помощи педагогов и родителей учатся планировать и подводить итоги каждого дня в детском саду.
Хочется отметить, что трудоемкая, кропотливая работа дает свои положительные результаты: дети научились организовывать свои рабочий день, у них повысилась самооценка, они чувствуют свою важность и значимость.
Литература
1.         Запорожец А.В. Психологическое изучение развития моторики ребенка-дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М., 1995. - С. 112-122.
2.         Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. - Киев, 1971.
3.         Кравцов Г., Кожарина Л., Плашаева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности//Дошкольное воспитание - 1971. -№ 11 - С. 61-64.
4.         Непомнящая Н. Формирование воли//Дошкольное воспитание. - 1963. - № 9. - С. 36-41.
5.         Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе//Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-57.
6.         Формирование нравственного здоровья дошкольников: Занятия, игры, упражнения/ Под.ред. Л.В. Кузнецовой, М.А. Панфиловой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
7.         Цыркун Н.А. Развитие воли у дошкольников. - Минск, 1991.
Июль 2022