учитель начальных классов
МБОУ "Школа № 154 для обучающихся с ОВЗ" г. Перми
«Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия».
К. Д. Ушинский
Методическая разработка родительского собрания в 3 классе.
Задачи собрания:
1. Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребенка в семье.
2. Доказать родителям необходимость формирования у ребенка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.
Форма проведения: беседа.
Вопросы для обсуждения:
1. Труд и его значение в жизни ребенка.
2. Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребенка.
3. Трудовые усилия ребенка и их оценка в семье.
Подготовительная работа к собранию:
1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.
Анкета для родителей №1.
― Любит ли ваш ребенок трудиться?
― Что он любит делать по дому?
― Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?
― Как долго может трудиться ваш ребенок?
― Работа выполняется увлеченно или неохотно?
― Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
― Поощряете ли вы своего ребенка за выполненную домашнюю работу?
― Наказываете ли вы своего ребенка, если он выполнил работу плохо?
― Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни своего класса?
― Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?
Анкета для родителей №2.
Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить (галочкой) участие своего ребенка в обозначенных анкетой трудовых делах.
Я знаю, что мой ребенок в школе:
Мой ребенок дома:
дежурит по классу
выносит мусор
дежурит в столовой
моет посуду
имеет трудовые поручения
убирает свою комнату
участвует в трудовых делах класса
убирает квартиру
занимается в кружке
делает покупки
занимается в секции
ухаживает за младшими
Если какие-то трудовые поручения ребенка в анкете не указаны, необходимо их дописать.
Анкета для учащихся №1 (поставить галочку или плюс в нужной строке).
Дома я:
Всегда
Часто
Иногда
Никогда
убираю свою постель
убираю свою комнату
мою посуду
хожу в магазин
стираю мелкие вещи
помогаю в уборке квартиры
ухаживаю за младшими
умею кое-что готовить
помогаю родителям на огороде
помогаю родителям по их
просьбе во всех делах
Анкета для учащихся №2.
― С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
― Что тебе нравиться больше всего из домашних дел?
― Что тебе не нравиться делать по дому?
― Хвалят ли тебя за выполненную работу?
― Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?
― Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
― Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
― Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
― Как ты думаешь, домашние дела — это трудная работа?
― Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
2. Оформление выставки детских рисунков «Кем я хочу стать – моя будущая проессия».
3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме собрания.
Ситуация 1.
Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в ремонте автомобиля. Мама считает, что ребенок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.
Ситуация 2.
В семье растет три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит...
Ситуация 3.
В семье растет девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует свое нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с большой охотой выполняет все за внучку и даже обижается, если мама дает поручение дочке, а не ей.
Ситуация 4.
Мама с восторгом рассказывает о том, что ее дочка очень помогает ей присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребенка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведенный с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».
Ситуация 5.
Пятилетний малыш с трудом тащит мусорное ведро. Соседи осуждают родителей. «Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребенка».
4. Подготовка материалов для рубрики «В родительский дневник»
― Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по-другому о ней будет судить ваш ребенок?
― Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
― Если вы не проявляете терпения в обучении ребенка домашней работе и предпочитаете все делать сами, думаете ли вы о том, что ждет его в будущем?
― Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребенком, то откуда у него появиться желание делать привычные дела еще лучше?
― Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребенка, не боитесь ли вы вырастить черствого и эгоистичного человека?
Советы родителям:
― Как можно раньше приобщать ребёнка к труду, самостоятельной деятельности, самостоятельному мышлению.
― Реализовывать воспитательную функцию труда, стремиться сделать труд детей осмысленным и одухотворённым заботой о людях.
― Использовать игру-труд как средство развития активности детей.
― Учитывать возможности и желания детей.
― Обучать ребёнка выполнению трудового задания.
― Практиковать в семье совместный труд детей и взрослых.
5. Подготовка материалов для рубрики «В дневник мальчика и девочки».
Как развить в себе желание выполнять домашние дела.
Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может, у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае — давай попробуем.
Сначала представь себе такую картину — приходят папа и мама с работы усталые и видят: квартира убрана, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!
― Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
― Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже «мурлыкать» себе под нос.
― Выполнив какую-то часть работы, оцени ее, и... похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
― Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
― Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь ошибки, похвали себя за сделанное дело.
― Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
― Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное — ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получится!
6. Составление презентации по теме собрания.
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя.
Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своем главном умении — умении иметь семью и быть счастливым.
Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающихся проблемами семьи, женщина тратит в неделю на приготовление пищи 10—11 часов, на закупку продуктов 6—7 часов, на уборку квартиры 4—8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство ответственности, умение жертвовать своими желаниями для других людей и просто умение все перечисленные дела выполнять быстро и качественно.
Учим ли мы этому своих мальчиков и девочек, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнуют только их школьные успехи?
Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.
II. Анализ полученных результатов по анкетам.
Анализ анкет учащихся №1.
Анкета для учащихся №2.
Анализ анкет родителей №1.
Анкета для родителей №2.
III. Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания (работа в группах, каждая группа вытягивает свое задание, обсуждает, предоставляет ответ на общее обсуждение, ответ комментирует психолог школы, отвечает на дополнительные вопросы родителей).
IV. Виртуальное путешествие по выставке детских рисунков.
V. Работа с материалами памяток.
Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Прививать своему ребенку трудовые навыки — тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, сдерживать себя, проявляя по отношению к ребенку такт и терпение. А это, увы, непросто.
VI. Домашнее задание.
1. Расскажите своему ребенку, сколько стоит хлеб и молоко.
2. Составьте с ним план уборки детской комнаты.
3. Научите его стирать небольшие собственные вещи.
4. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов.
5. Поделитесь секретами своего трудового детства.
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Закончите фразы-предложения:
Я понял (а)
_________________________________________________
Я думаю
_________________________________________________
Я согласен (на)
_________________________________________________
Я категорически против того, чтобы
_________________________________________________
Я считаю
_________________________________________________
Я изменю
_________________________________________________
Я убедился (лась), что
_________________________________________________
2. Заполнение родителями отзывов о проведенном собрании.
Из услышанной информации, что Вы взяли для себя?
Считаете ли Вы выбранную тему актуальной?
Ваши пожелания:
Какие вопросы в воспитании Вашего ребенка Вас интересуют, волнуют?
Мы благодарим вас за совместную работу.