воспитатель
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида 171", г. Воронеж
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Использование современных образовательных технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников. Немаловажно то, что по-настоящему инновационные технологии изначально строятся на компетентностном подходе и нацелены в результатах обучения на будущее воспитанника. Я применяла в своей работе образовательные технологии, которыми могут воспользоваться не только специалисты (учитель-логопед, дефектолог), но и воспитатели в группах общеразвивающей направленности:
1. Технологии развития артикуляционной моторики:
комплексы самомассажа;
точечный массаж;
артикуляционная гимнастика
2. Технологии развития мелкой моторики:
арт-терапия: пескотерапия, нетрадиционные формы изобразительной деятельности; (В художественно эстетическом развитии современными методами развития моторики рук являются такие техники как рисование пальчиками, ладошками, кляксография, использование трафаретов, тестопластика, создание образов из мятой бумаги, тканей, ваты, нитей, круп и другого бросового материала. Использование нетрадиционных материалов и техник делает выполнение заданий увлекательным, посильным и информативным для дошкольников.)
3. Технологии развития фонематического слуха.
музыкотерапия;
4. Технологии формирования речевого дыхания
элементы технологии биологической обратной связи (диафрагмально-релаксационный тип дыхания);
5. Технологии развития лексико-грамматических компонентов и связной речи:
синквейн-технология; (Одним из эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.
Правила составления синквейна.
• правая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.)
сказкотерапия; (При проведении сказкотерапии используются такие приемы как словесно - режиссерская игра, словесное комментирование, совместная словесная импровизация - учить продолжать предложения воспитателя, дополняющие описание эмоционального состояния героев. Интересно выполняются детьми такие задания как пантомимические этюды, упражнения на ритмизацию.
Во всех направлениях своей работы с детьми применяю информационно-коммуникационные технологии.)
Таким образом, задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество.