учитель-логопед
Назарова Кира Петровна
учитель-логопед
Рябухина Наталия Николаевна
учитель-логопед
МБДОУ "Детский сад № 130 "Улап", Чувашская Республика, г. Чебоксары
Ключевые слова: фонематические процессы, звуко-буквенный анализ, дети с тяжёлыми нарушениями речи, дидактические подвижные игры.
Аннотация: В данной статье представлен материал по формированию фонематических процессов у детей с тяжёлыми нарушениями речи дошкольного возраста посредством подвижных дидактических игр. Только сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа является исходным моментом в обучении детей чтению и письму.
Дошкольный возраст является периодом активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Дошкольное детство является сенситивным периодом для полноценного овладения родным языком, что является важнейшим условием для решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Одной из актуальных проблем в работе с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи является формирование фонематической системы, а именно развитие звукового анализа и синтеза. Дети с тяжёлыми нарушениями речи, как правило, отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением и обобщением. Актуальность проблемы формирования навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что данный навык является базовым при обучении детей в начальной школе и в дальнейшем служит залогом успешного становления учебной деятельности при включении в системное школьное обучение.
Специальные исследования Р.Е. Левиной, Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной показали, что существует связь между различием звуков и запоминанием их графического обозначения, что в свою очередь является начальным моментом в обучении детей чтению и письму.
На становление методов и приёмов по обучению грамоте в России большую роль оказали работы Д. Б. Эльконина, который дал определение «фонематического слуха», чтения, соотношения звукового анализа и синтеза. В обучении грамоте был выделен специальный подготовительный период, служащий для ознакомления детей со звуковой и слоговой структурой слов до изучения букв и перехода к чтению. Данная система была отражена в учебных пособиях.
Отечественные исследователи, такие как Д.Б. Эльконин, Г.А. Тумакова,Н.С. Журова считают, что эффективно в процессе формирования навыков звукового анализа и синтеза учить изображать слова с помощью условных знаков (фишек) на модели, что в дальнейшем станет надёжной основой для грамотного (без пропуска и замены букв) письма.
Умение выделять звуки из состава слова играет большую роль при восполнении пробелов фонематического развития.
Фонематический анализ может быть элементарным и сложным. Элементарный фонематический анализ - это выделение (узнавание) звука на фоне слова, он появляется у детей дошкольного возраста спонтанно. Более сложной формой является вычленение первого и последнего звука и слова, определение его места (начало, середина, конец слова). И, наконец, самая сложная форма фонематическая анализа – определение последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Таким фонематическим анализом дети овладевают лишь в процессе специального обучения (В.К. Орфинская).
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Именно в этой деятельности наиболее эффективно происходит речевое развитие, познавательная деятельность и эмоционально-волевая сфера дошкольников с ОНР.
Так как специально подобранных развивающих игр по формированию фонематических процессов известно много, то мы разработали серию подвижных дидактических игр и упражнений, способствующих формированию фонематических представлений, фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Данные игровые упражнения решают не только задачи по развитию фонематических представлений, но и развивают все компоненты речи (лексику, грамматику, связную речь, слоговую структуру слова и т.д.), формируют двигательную сферу дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи, развивают познавательные процессы.
Подвижные игры и упражнения по формированию фонематических процессов дошкольников с ОНР.
1. «Гномики»
Цель – дифферециация звуков по твёрдости и мягкости, определение количества слогов в слове.
Описание: Ребёнок стоит, по середине, между двумя кубами зеленого и синего цветов, на которых стоят гномики соответствующего цвета. Дошкольнику предлагается картинка на определённый звук, где он должен определить твёрдость или мягкость звука в данном слове, и прыгнуть столько раз в сторону синего или зелёного гнома, сколько слогов в слове.
2. Упражнение с обручами.
1.) Цель – определение местоположения звуков в слове.
Описание: Лежат три обруча, даётся картинка с определённым звуком. Ребёнок должен по местоположению звука в слове, забросить мяч в обруч.
2.) Цель – определение местоположения звука в слове, дифференциация звуков по твёрдости и мягкости.
Описание: У ребёнка два мяча синего и зелёного цвета, предлагается картинка, где ребёнок должен определить твёрдость или мягкость, его местоположение и забросить мяч соответствующего цвета в обруч.
3. «Собери шишки»
Цель – определение количества звуков в слове.
Описание: В корзине лежат шишки. Даётся одно-, двухсложная картинка, ребёнок должен принести из корзины столько шишек, сколько звуков в слове.
4. «Кольцеброс»
1. Цель – определение местоположения звука в слове.
Описание: В ряд стоят три основания для кольцеброса. Ребёнку даётся предметная картинка на определённый звук. Он бросает кольцо по местоположению звука в слове.
2. Цель – деление слов на слоги.
Описание: На кольцеброс ребёнок забрасывает кольца по количеству слогов в заданном слове.
5. «Мешочки»
Цель – определение количества звуков в слове.
Описание: на расстоянии от ребёнка в коробке лежат мешочки, около ребёнка – обруч. По количеству звуков в заданном слове, как можно быстрее по одному перенести мешочки в обруч.
Все эти игры можно использовать во время прогулок. Данные упражнения активизируют все системы организма: кровообращение, дыхание, зрение, приносят ребёнку положительные эмоции, а также развивает ловкость, координацию движений, меткость, тренирует в счёте. Всё это вместе взятое и позволяет говорить об оздоровительном и коррекционно-развивающем эффекте подвижных игр.
Использованная литература
1. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Академия, 1997. – 221 с.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб: Союз, 1999. – 224 с.
3. Горецкий В.Г. и др. Уроки обучения грамоте/В.Г. Горецкий и др. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.
4. Жукова Н.С. и др. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников./ Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. – 239 с.
5. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1963.
6. Колесникова Е.В. Развитие звуко – буквенного анализа у детей 5 – 6 лет. – М.: «Гном – пресс », «Новая школа », 1998. – 80 с.
7. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М.: Академия, 2002. – 190 с.
8. Максаков А.И., Тумакова Г.А., Учите, играя. – М.: Просвещение, 1983. – 144 с.
9. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. – 224 с.
10. Ткаченко Т.А. В первый класс – без дефектов речи. – СПб.: Детство – Пресс, 1999. – 112 с.
11. Ткаченко Т.А Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. – М.: «Издательство ГНОМ и Д », 2000. – 48 с.
12. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. - М.: Просвещение, 1991. – 96 с.
13. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М.: Просвещение, 1989. – 239 с.