учитель начальных классов
МБОУ «Гимназия № 3 им. Б.В.Шапошникова» г. Брянска
Современную жизнь нельзя представить без быстрой смены информации разного характера, иногда не связанной между собой, это способствует формированию у человека новый типа мышления.
Леонид Ястребов, кандидат физико-математических наук, бывший преподаватель физики, считает, что в образовательных организациях России сейчас примерно 80% клиповомыслящих детей. Но данная проблема имеет не только местный, но и мировой масштаб. Уже с начала 1990-х годов в разных странах стали отмечать, что у детей преобладает клиповое мышление.
Разберемся, что спрятано за понятием «клиповое мышление». Клиповое мышление (от английского слова «сlip» - фрагмент, отрывок) — это восприятие мира через короткие, но яркие образы.
Основными чертами данного мышления является:
- мир воспринимается в виде фрагментов (пазлов);
- наличие ярких и необычных образов;
- нелогичное (иногда алогичное) восприятие происходящего;
- разрозненность знаний;
- срабатывание кратковременной памяти;
- вырывание из контекста информации.
За понятием «клиповое мышление» скрываются проблемы разной сложности. Начнем со сложности концентрирования на одной деятельности (так у младших школьников с таким типом мышления на любую домашнюю работу уходит больше времени из-за постоянного отвлекания). Этим детям труднее анализировать информацию (им с трудом дается построение логических цепочек, выявление главной мысли, труднее делать выводы). У ребят снижается успеваемость (они не понимают смысл прочитанного, быстрее забывают).
Специалисты считают, что дети с клиповым мышлением не рождаются. Оно формируется у них в процессе систематического просмотра коротких видеороликов, в том числе коротких мультфильмов, чтения кратких пересказов литературных произведений и прочими действиями, связанными с быстрым поверхностным потреблением информации в условиях нехватки времени.
Но от клипового мышления у современных детей все же есть «противоядия»
Чтение книг — художественных и публицистических. Начинать читать нужно постепенно, от 10 минут в день в начале, увеличивая каждую неделю это время на 5 минут. Чтобы ребенок заинтересовался произведением поищите интересные разборы, обсуждения или экранизации. Прочитанные книги необходимо пересказывать и выражать свое мнение об описанных событиях и героях.
Хорошим способом борьбы с клиповым мышлением является написание краткий анализ своих впечатлений от увиденного фильма, прочитанной книги или статьи.
Периодически необходимо устраивать отдых от гаджетов, мессенджеров и соцсетей.
Перечисленные методы хороши для родителей. А как работать учителям с такими детьми.
Необходимо визуализировать материал, представлять его в виде презентаций, графиков, диаграмм. В начальной школе данный способ можно использовать на всех предметах.
Проводить дискуссии по прочитанным произведениям и по параграфам на уроках литературного чтения и окружающего мира.
На уроках русского языка и литературного чтения письменно отвечать на вопросы по прочитанному (просмотренному), писать изложения и простейшие эссе (описание события, почему это хорошо или плохо).
Во время внеурочных мероприятий просматривать фильмы и мультфильмы длиной от 25 до 45 минут (постепенно увеличивая время просмотра). После чего проводить опрос на проверку запоминания информации и мнения детей о просмотренном видео.
Так же хорошо использовать во внеклассной работе посещение музеев, выставочных залов, спектаклей и концертов.
Клиповое мышление – не болезнь или недостаток, и даже не вина ребенка, а естественный ответ на условия жизни. Это особенность мышления современного человека и это надо знать, чтобы помочь ребенку.