Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АТМОСФЕРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ

Урм Евгения Владимировна
преподаватель
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 2» города Сарова, Нижегородской область

Начиная с сентября 2013 года в МБУДО ДШИ №2 г. Сарова осуществляется реализация Дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы «Дизайн», где помимо теоретических дисциплин (Беседы об искусстве и История искусств) обязательными учебными предметами являются Рисунок, Живопись, Композиция станковая и прикладная, Основы дизайн-проектирования, Компьютерная графика и Пленэр.
С 2014 года в нашей школе искусств началась реализация ДПОП ДПТ «Художественная керамика», а с 2016-го – ДПОП ДПТ «Дизайн одежды и ткани», где учебные дисциплины Рисунок, Живопись и Пленэр также являются обязательными в освоении программы.
Учебные предметы «Рисунок» и «Живопись» – это базовые учебные дисциплины в художественном образовании всех уровней, а также они являются обязательными на вступительных творческих испытаниях в ВУЗы и ССУЗы художественного направления.
В нашей стране в 70-80-х годах прошлого века сложилась трёхуровневая система художественного образования (детская художественная школа, художественное училище, Вуз.) И эта академическая традиция сохраняется до сих пор.
Тем не менее, со времени 1970-х годов прошло уже полвека, и если тогда главной доктриной советского искусства был «социалистический реализм», то теперь мы живем в 21 веке, мир изменился, и об этом не надо забывать.

Иллюстрация 1


Поэтому все наши ученики – те, кто приходит с искренним желанием рисовать и заниматься изобразительным искусством, должны постоянно получать искру творческого вдохновения.
Никогда не забуду свой первый урок – это было двадцать пять лет назад, – когда я пришла проводить занятие по рисунку у второкурсниц отделения художественной вышивки. Я подготовила несложную постановку, как мы сейчас пишем в программе: «Натюрморт из двух бытовых предметов на нейтральном фоне», и первое, что услышала, был вопль разочарования: «Опять горшок!»
Тогда меня это искренне удивило, ведь я с детства привыкла к тому, что рисунок – это трудоемкий, сложный, но всегда любимый для меня род творческой деятельности.
Но любой человек, и ученик, и взрослый художник устает от однообразия и монотонности. Иногда даже учителю надоедает из года в год изучать с учениками одни и те же формы – цилиндр, конус, крынка, гипсовый рельеф, античная голова… и опять все сначала, первый раз в первый класс, и т.д.
Давайте посмотрим, как можно оживить и разнообразить занятия по изобразительным дисциплинам.
1. Мы стремимся освоить разнообразие графических техник:
- штриховка простым карандашом
- рисование цветными карандашами
- рисование углем и пастелью
- печать в технике монотипии
- рисование фломастерами

Иллюстрация 2

2. Стараемся разнообразить учебные постановки: выбираем не только привычные, знакомые по учебникам крынки, чучела и гипсовые геометрические тела, но и:
- предметы необычной формы,
- современные предметы быта,
- что-то непривычное: фарфоровые статуэтки, деревянные модели – все, что пробуждает в учениках интерес и желание творить.

Иллюстрация 3


3. Можно чередовать длительные постановки и тренинги по скетчингу, когда дети за один урок рисуют много маленьких быстрых зарисовок, разными материалами, с разных точек зрения и ракурсов, не успевая «закиснуть» и заскучать.
Когда мы проводим такую «разминку», выполняя быстрые зарисовки, дети свободно перемещаются по классу, могут выбрать любой ракурс, любую точку зрения – сесть на пол, или рисовать, глядя на объект сверху.
Эти упражнения помогают найти интересное композиционное решение для более длительной постановки.
4. Разнообразить тематику заданий по Станковой композиции может новое современное направление – компьютерные игры (вместо привычных иллюстраций к литературным произведениям.)

Иллюстрация 4

5. Обязательная ежегодная летняя практика (пленэр) длительностью в 7 дней, позволяет юным художникам «перестроиться» с классических студийных занятий на «волну» импрессионизма, и на практике освоить теорию цвета и света, а также увеличить скорость работы над этюдом и рисунком.

Иллюстрация 5


Для того, чтобы поддерживать творческий огонь в учениках, учителю тоже нужно творить, узнавать новое, и быть, как сейчас модно говорить – «в ресурсе». Поэтому хочется пожелать всем коллегам здоровья и творческого вдохновения.
Август 2022