Высшая школа делового администрирования
Конференции

АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА: КАКОЙ УЧИТЕЛЬ НУЖЕН СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Константинова Екатерина Олеговна
учитель истории
МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

Цифровизация и лёгкий доступ к информации — сегодняшняя реальность. Скорость жизни растёт, знания быстро устаревают. От человека требуется подстраиваться под ситуацию, обрастать новыми компетенциями и реагировать на изменения. Меняется жизнь, и готовиться к ней надо иначе. А значит, и в современной школе учитель больше не может выполнять те же самые роли, которые выполнял десять лет назад — ему нужно формировать у детей основные навыки современного человека.
В том, какая роль у учителя в школе сегодня, будем разбираться.
Почему роль учителя в школе меняется?
Изменился мир. Раньше, заканчивая школу, а затем институт, люди получали знания, которые могли применять в течение всей жизни. Сейчас ситуация другая: мир перестал быть повторяющимся и устойчивым, жизнь представляет всё новые и новые запросы. Неспроста появилась концепция непрерывного образования (lifelong learning), когда человек учится всю жизнь.
Произошла всеобщая цифровизация. Из-за всеобщего доступа к интернету информация стала общедоступной. Найти любой факт можно за минуту, а почти на все школьные задания есть ответы. Учитель в современной школе перестал быть носителем абсолютной истины. У него появились конкуренты – онлайн-курсы и информационные сайты.
Меняются потребности человека и задачи обучения. Так как любые данные всегда под рукой, акцент в обучении переходит от заучивания к формированию основных навыков современного человека – приспособления к новым условиям и работы с информацией.
Информации стало слишком много. В интернете миллионы сайтов, курсов, программ с разными или похожими данными, и человеку нужно уметь отличать ложные факты от правдивых. Это становится одним из основных навыков современного человека, которому нужно учить в школе.
Важно учить школьников ориентироваться в потоках, данных, уметь отобрать источники, обработать их – то есть узнать, как из хаоса информации получить новые знания. Как самому искать то, что тебе нужно? Как выстраивать связи между разрозненными позициями, сравнивать, самостоятельно формулировать определения, свою позицию? То есть на учебном содержании предмета учиться навыкам, которые потом потребуются везде.
Классно-урочная система становится неактуальной. Классно-урочная система обучения появилась более 400 лет назад, когда её обосновал и продвигал чешский педагог и философ Ян Амос Коменский.
Ученики не учат то, что им не нужно. Многое в учёбе зависит от желания детей учиться. Если учитель сам говорит им, что предмет им нужен, чтобы сдать и забыть, или подразумевает это, то мотивации заниматься и развиваться у детей не будет. К тому же дети и сами чувствуют, что им нужно, и какими навыками должен обладать современный человек, и на одни предметы ходят с удовольствием, а на другие их ничем не завлечь. При этом, когда учебное время тратится на то, что не пригодится, остаётся мало времени на то, что действительно нужно.
Какие роли нужно выполнять учителю в современной школе?
В современных условиях педагог может подбирать задания для ученика, и после их выполнения, когда ребёнок пройдёт какой-то путь сам, давать обратную связь. Учитель объясняет ученику, в чём его ошибки и точки роста. При этом он оказывается не над учениками, а рядом с ними.
У ученика сегодня есть информация – разные сайты, программы, каждая из которых заявляет о том, что она лучшая в какой-то области. От учителя же нужен профессиональный взгляд: что даёт один сайт, второй, третий. Допустим, ученик заинтересовался музыкой. Но он не знает, какие есть ресурсы и инструменты для развития в этой области. Мир ресурсов для него закрыт, а роль учителя в том, чтобы этот мир открыть, помочь попробовать разные варианты, осмыслить их, понять, что больше понравилось.
Подводя итог теоритической части своего выступления. Можно сделать вывод: современный учитель – это человек, который не только учит детей, но и постоянно учится сам, знакомится со всем новым, что появляется в мире, где после школы предстоит существовать его ученикам.
Август 2022