Высшая школа делового администрирования
Конференции

СКОРОЧТЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Чинчикова Елена Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ "СОШ № 59" г. Барнаула

Учителя начальных классов часто встречаются со следующей проблемой: одни дети приходят в первый класс читающие, другие – не читающие, многие из них не знают буквы, не владеют техникой слогового чтения.
И здесь проблема в построение урока. Если работать по методике: сначала знакомство со звуком, характеристика звука, затем знакомство с букой, чтение слогов и слов, предложения, то теряется интерес чтения у читающих детей. Если акцент делать на чтение слов, предложений, текстов, то не читающие дети, еще не овладев слоговой техникой и чтением целыми словами, теряют интерес к чтению.
Изучив методику работы скорочтения, я решила эту проблему на уроках литературного чтения. Пригласила на дополнительные занятие слабочитающих детей по скорочтению. Проверила скорость чтения в начале четверти в конце четверти. Результаты меня порадовали: дети, которые читали по 20 слова на конец года 1 класса, при нормативе 40 слов в минуту, в конце 1 четверти выдали 40 слов в минуту. Т.е. выполнили норму 2 класса 1 четверти. В конце года дети читали более 70 слов.
Я использовала дополнительную образовательную программу «Скорочтение и развитие интеллекта», которая разработана на основе авторской методики по скорочтению Ш. Ахмадуллиной «Скорочтение для детей», методики Г. Абдуловой «Скорочтение для детей» и «Скорочтение: упражнения по развитию навыка» рабочая тетрадь-тренажер. Занятия по скорочтению проводились 2 раза в неделю по 40 минут.
Целью занятий было: создание условий для развития навыков рационального чтения, повышения скорости чтения и усвоения информации.
Были поставлены задачи:
освоение приёмов и техник скорочтения;
-улучшение понимания прочитанной информации;
- развитие умения работать с текстом (анализ структуры текста);
- развитие памяти и внимания;
- развитие навыков логического мышления;
- развитие речи;
-развитие познавательной и творческой активности, интеллектуальных способностей;
-совершенствование умения ориентироваться в постоянно-меняю-щемся информационном потоке;
-создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей обучающихся;
-развитие навыков воображения, восприятия, умения работать и отдыхать, переключаясь на другое задание.
Использовались методы обучения:
- Словесные: рассказ, объяснение, тренировки, чтение, поощрение.
- Наглядные: демонстрация.
- Практические: упражнения, выполнение графических записей.
- Аналитические: наблюдение, сравнение, анкетирование, самоанализ, опрос.
Предполагались ожидаемые результаты работы:
-увеличение скорости и объемов чтения;
-более высокий уровень концентрации и распределения внимания;
- развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других.
-синхронизациям работы обоих полушарий мозга
расширение поля зрения
-совершенствование мышления.
-развитие артикуляции и моторики
Основной показатель качества освоения программы – увеличение скорости чтения и быстрое усвоение необходимой информации, личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в ученическом коллективе.
Вывод: В конце учебного года дети улучшили показатели в скорости чтения, а также по всем предметам повысилось качество знаний и умений. У них стал более выше уровень концентрации и распределения внимания, наблюдалось развитие памяти: зрительной, образной, слуховой, логической и других и развилось логическое, образное мышление.
Август 2022