воспитатель
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида № 141, г. Воронеж
Краткая аннотация проекта
Данный проект посвящен формированию азов финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Цель проекта - создание условий для привлечения каждого ребенка к вопросам грамотного распоряжения деньгами и повышения уровня их финансовой грамотности, способствующих развитию критического, позитивного мышления у детей дошкольного возраста, их социализации.
Своевременность проекта для образовательной организации обусловлена тем, что на сегодня обучение основам финансовой грамотности дошкольников - одна из приоритетных задач, поставленная на государственном уровне. Финансовая грамотность – это основа финансовой культуры, которая включает в себя знания, навыки, умения в финансовой сфере, формирование которых определяет способность человека эффективно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, налогоплательщика и т. д. Финансовой грамотности учатся в течение всей жизни, начиная с раннего детства и эта учеба начинается в семье, на практике.
Однако не все воспитанники ДОУ имеют возможность получить такие знания в семье. Практика показывает, что выпускник детского сада должен быть готовым к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте.
Данный проект по обучению детей основам финансовой грамотности предполагает решение таких задач, как:
- сформировать первичные экономические понятия;
- научить детей правильному отношению к деньгам, как зарабатывают деньги, и как тратят;
- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость - с одной стороны и нравственными понятиями, такими, как бережливость, честность, экономность, щедрость и т. д.;
- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т. д.)
Новизна проекта «Создание образовательной среды для повышения финансовой грамотности у детей дошкольного возраста» в системном подходе к формированию финансовой грамотности подрастающего поколения, который рассмотрен, как форма обеспечения финансовой безопасности семьи.
Постановка проблемы
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, отмечается, что стимулирование населения к сбережению денежных средств, в том числе посредством развития финансовой грамотности, должно быть одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса. Исследование финансовой грамотности детей и подростков в России, а также факторов, оказывающих наибольшее влияние на их финансовое поведение, проведённое Национальным агентством финансовых исследований, показало, что только 8% семей ведут детальный учет доходов и расходов. Большинство (77%) вообще не ведут бюджет и не привлекают (73%) своих детей к вопросам, связанным с семейным бюджетом. Только треть родителей (33%) регулярно обсуждают с детьми вопросы, связанные с деньгами, экономикой и финансами. Из-за этого дети попадают в зону риска в вопросах финансовой грамотности.
Обоснование актуальности проекта
Многие взрослые столкнулись с проблемой того, что они не знают и не умеют управлять своими доходами, следовательно, их не обучали этому целенаправленно, и они не могут сформировать правильное отношение к деньгам у своих детей. Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат. Умение управлять финансовыми потоками – это не врожденная способность человека, это приобретенная система представлений, ценностей и сформированных привычек.
Все это делает актуальным создание образовательной среды для повышения финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
«Рынок финансовых услуг развивается. Российские граждане, в том числе и взрослые люди, не всегда аккуратно и осторожно себя на нем ведут. Да и, в общем-то, ребенок с малых лет должен понимать, что есть семейный бюджет, есть зарплата и надо рачительно относиться к деньгам.
Поэтому обучить ребенка азам финансовой грамотности — важная и нужная задача.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.
Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.
Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.
Проведенные статистические исследования говорят o том, что заниматься повышением финансовой грамотностью населения необходимо на государственном уровне.
Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!
Здесь важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Дети должны знать что такое банковская карта, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.
Грамотность в сфере финансов, также как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, аккуратно вести свой бюджет.
Этапы, содержание и методы реализации проекта
Сроки реализации проекта: сентябрь-май 2021-2022г.
Методы реализации проекта:
1. игровые (игры, игровые упражнения, игровые приёмы, интерактивные театральные мини-постановки и др.);
2. словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ взрослого, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
3. наглядные (наблюдение, просмотр фильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
4. практические (исследование, моделирование др.)
Этапы реализации проекта:
1. организационно –подготовительный этап.
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.
Создание на стене в игровой комнате карты «Страна Финансика».
Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту
2. основной этап
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми, использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность
3. Заключительный этап
Подведение итогов реализации проекта.
Квест – игра «Финансовая школа»
Презентация методических разработок «Основы финансовой грамотности у детей дошкольного возраста».
Проект «Путешествие в страну Финансика» состоит из 7 разделов - станции, связанных между собой задачами и содержанием:
1. «Труд – основа жизни) »;
2. «Что такое деньи»;
3. «Покупаем, продаем, обмениваем»;
4. «Тратим разумно, сберегаем и экономим»;
5. «Учимся занимать и отдавать долги»;
6. «Учимся планировать»;
7. «Богатство и бедность».
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕКТА
№
Месяц
Тема
Задачи
1
СЕНТЯБРЬ
«Откуда пришли деньги?»
Путешествие в прошлое денег
(занятие исследование)
1. Дать представление о денежной единице, деньги – это универсальное и удобное средство обмена, учить понимать назначение денег;
2. Познакомить с историей возникновения денег;
3. Учить работать с энциклопедиями.
2
Экспериментирование:
«Монета, банкнота,
пластиковая карта»
1. Формировать умения в исследовательской деятельности (делать выводы), самостоятельно находить источник;
2. Раскрыть сущность понятия «монета», «банкнота», «пластиковая карта» наличные и безналичные деньги.
3
«Путешествие рубля»
1. Деньги явление культуры, их оформление отражение культуры разных стран;
2. Формирование представлений детей об понятии «валюта», цена, товар.
4
Наши потребности
«Юные финансисты» или
занятие – путешествие
«Наши потребности»
1. Дать понятие потребности;
2. Уточнить от чего зависят потребности человека;
3. Учить решать проблемные ситуации, подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.
5
ОКТЯБРЬ
«Приключения Умника и Торопыжки в страну Финансов» (кукольное представление)
1. Повторить понятие «потребности человека»;
2. Продолжать решать проблемные ситуации;
3. Воспитывать социально – личностные качества и ценностные ориентиры.
6
Интерактивное занятие
«Как белка училась считать»
1. Систематизировать знания детей о разнообразии товаров;
2. Познакомить с многообразием потребностей и ограниченными возможностями;
3. Научить определять разницу между «хочу» и «надо».
7
Деловая игра
«Юные финансисты»
1. Воспитывать умение определять и различать потребности человека;
2. Уметь различать товар и не товар, понимать от чего зависит цена товара.
8
«Как деньги доходят, а потом расходятся»
1. Познакомить с составляющими бюджета, с путями экономии бюджета семьи;
2. Дать понятия «доходы», «расходы», «зарплата», «пения», «стипендия»;
3. Воспитывать правильное отношение к деньгам.
9
НОЯБРЬ
«Как правильно беречь деньги?»
1. Систематизировать знания детей о способах экономного расходования бюджета;
2. Воспитывать навыки разумного поведения в ситуациях, связанных с деньгами.
10
«Идем в магазин или как делать покупки с умом»
1. Развивать у детей умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой и спросом на него;
2. Дать понятия «товар», «цена», «дороже - дешевле», «потребительская грамотность»;
3. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
11
Игра с родителями
«Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет»
1. Закрепление понятия «семейный бюджет»;
2. Воспитывать бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие, осуждать жадность.
12
Наш город
«Все профессии важны»
1. Дать представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, ремесленный, домашний и т.д.);
2. Учить выделять последовательность трудовых действий;
3. Формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества;
4. Воспитывать уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
13
ДЕКАБРЬ
Интерактивная игра «Путешествуем по городу»
1. Познакомить детей с производством товаров и услуг (карта города, где дети знакомятся с предприятиями города, которые выпускают разную продукцию и заполняют карту карточками с соответствующими товарами).
14
Наш город
«Дом, где живут деньги»
1. Дать первоначальные знания о банке (банк принимает деньги на хранение, выдает деньги вкладчикам, предоставляет деньги в долг);
2. Знакомство с профессиями: менеджер, кассир, банкир.
15
Игра «Свой бизнес»
(открываем пекарню)
1. Закрепить представления детей о сущности экономических явлений и понятий;
2. Формировать экономическое мышление;
3. Проводить эксперименты, устанавливать причинно – следственные связи;
4. Закрепить экономические знания в практической ситуации.
16
ЯНВАРЬ
«Кто долго спит,
тот денег не скопит»
(финансовая грамота
в мудрости народной)
1. Знакомство с пословицами и поговорками о труде.
17
«Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»
(финансовая грамота
в мудрости народной)
1. Развивать у детей умение подмечать в сказках, простейшие экономические явления;
2. Давать нравственную оценку поступкам героев.
18
ФЕВРАЛЬ
«Реклама, как она работает»
1. Дать представление о том, что такое реклама и для чего она нужна, о вреде и пользе рекламы;
2. Научить детей правильно воспринимать рекламу;
3. Научить осуществлять процесс рекламирования (создания рекламы).
19
«Копейка рубль бережет»
1. Обобщить и систематизировать знания детей о товарно – денежных отношениях.
20
«Экономия тепла, света, воды» (учимся экономить)
1. Развить познавательный интерес к вопросам финансовой грамотности и применению знаний на практике;
2. Формировать понимание единства человека и природы;
3. Дать образное и упрощенное объяснение понятий энергосбережения, электроэнергии, экономного пользования водой, сохранения тепла;
4. Формировать у детей потребность в их экономии.
21
МАРТ
«Производители и ресурсы»
1. Сформировать у детей представление о разных видах ресурсов, понятии «экономия ресурсов», о производителях товаров и услуг.
22
«Как сберечь ресурсы Планеты?»
1. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам планеты.
23
«Сохранить и приумножить»
24
Деловая игра
«Финансовая безопасность»
1. Знакомить детей с элементарными правилами финансовой безопасности.
25
АПРЕЛЬ
«В долг брать легко,
да платить тяжело»
1. Просмотр мультфильма «Смешарики» (уроки финансовой грамотности «Нюша и платье»).
26
«Карманные деньги, как ими распорядиться» (обучающая игра)
27
«Не имей сто рублей,
а имей сто друзей»
28
Благотворительность
«Творим добро»
1. Развивать интерес к знаниям о финансовой грамотности;
2. Знакомство с понятием «бартер», «благотворительный фонд»;
3. Дать понятие о благотворительности, и о том, почему она приносит не только добро, но и выгоду.
29
МАЙ
«История о рублике»
(просмотр и обсуждение
видео – ролика)
1. Закрепление материала.
30
Квест – игра «Финансовая школа»
В результате игры дети закрепляют полученные знания мира финансов.
Ожидаемые результаты.
В конце реализации проекта у детей должны сформироваться следующие понятия и представления:
1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.
2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.
3. Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).
4. Деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).
5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).
6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).
7. Не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).
8. Финансы – это интересно и увлекательно.
Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей.
На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.
Работа с родителями
Сентябрь – Финансовая грамотность как заказ и общества – апробация дополнительной общеразвивающей программы «Азбука финансов»
Общие родительское собрание.
Выставка «Умные финансовые книги для детей»
Октябрь – Семья как начальная школа реальной экономики для детей Круглый стол Анкетирование родителей «Знаете ли вы основы финансовой грамотности?»
Ноябрь – Рекомендации по созданию игр для приобщения ребёнка к миру экономики. Наглядная информация.
Картотека игр – настольно печатные
(Семейный бюджет (Кому, что нужно, (Разложи правильно и др.)
Игры – слова, игры- загадки, игры- ситуации.
Декабрь – День финансовой грамотности
Индивидуальные беседы с родителями- как средство обучения детей финансовой грамотности.
Январь – Индивидуальные беседы с родителями
Создание денежного мини музея
Февраль – Советы гнома Эконома: «Как не вырастить жадину?», «Стоит ли платить за домашнюю работу?»
Март – КВН Экономическая игра Эмблемы для членов команд, «монетки», дидактические игры
Апрель – Отчёт о проделанной работе за 2020- 2021 учебный год.
Общее родительское собрание
Индивидуальные консультации Фотоотчёт «Юные финансисты»
Май – Фестиваль по финансовой грамотности Итоговое мероприятие
Буклеты для родителей «Дружите с финансами», «Ребёнок и финансы».