учитель химии
МБОУ "Бродковская СОШ", с. Павловск, Алтайский край
Современная парадигма образования, реализуемая ФГОС, — это переход от школы, транслирующей информацию, к школе деятельностной, формирующей у обучающихся компетенции самостоятельной учебной деятельности, позволяющие решать конкретные познавательные личностно значимые задачи. Требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального, основного и среднего уровней является достижение предметных и метапредметных результатов, необходимых для продолжения образования течение всей жизни. Предметные результаты трактуются как предметная терминология, научные представления о ключевых теориях, понятия, специфические умения для данной предметной области, виды деятельности. Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), как способность учебной, познавательной деятельности.
Сегодня понятие «метапредметное обучение» приобретает особую популярность.
Использование метапредметной технологии дает возможность развивать мышление у всех обучающихся. Суть такого подхода заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно, но под руководством учителя, найти решение поставленной задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, направление поиска решений, построение эффективных моделей. Ученики самостоятельно могут выдвигать способы решения, зачастую методом проб и ошибок, но это не усложнение, а, скорее, увеличение эффективности работы детей, причем многократное.
Анализируя принципы и основы метапредметных компетенций, обратите внимание на классификацию, данную Хуторским А.В.:
• ценностно-смысловые компетенции;
• общекультурные компетенции;
• учебно-познавательные компетенции;
• информационные компетенции;
• коммуникативные компетенции;
• социально-трудовые компетенции;
• компетенции личностного самосовершенствования.
Подчеркну, что, ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций, опирается на формирование ключевых компетенций школьников.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:
1) использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;
2) использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
3) умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4) умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
5) использование различных источников для получения химической информации.
Задания для диагностики и формирования метапредметных компетенций
Метапредметные компетенции представляют собой интегративные умения обучающегося применять предметные и метапредметные знания, способы метапредметной познавательной деятельности и универсальные учебные действия в одной или в нескольких предметных областях, а также в реальных жизненных ситуациях.
Задания, формирующие регулятивные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают:
- организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку, элементы волевой саморегуляции.
-выполнение лабораторных опытов и практических работ.
1 Приём «Экспериментальная задача»
Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.
Форма выполнения задания: индивидуальная работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить экспериментальную задачу и письменно оформить отчет о проделанной работе.
Задание:
Какое вещество выпадет в осадок, если смешать растворы нитрата серебра и соляной кислоты? Напишите уравнения реакций. Можно ли ожидать выпадение осадка, если вместо соляной кислоты взять серную? фосфорную? Свои предположения проверь опытным путем.
Формированию регулятивных УУД способствуют задания, связанные с самостоятельным заполнением таблиц, схем, построением графиков. Для выполнения таких заданий часто требуется использование данных из различных дополнительных источников, например, из справочных таблиц, содержащихся в том числе в приложениях к учебникам. Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: составь план ответа, найди ошибки, найди информацию в предложенных источниках, взаимоконтроль, конференция, оцени свою работу, предложи план действий по решению данной проблемы, составь алгоритм выполнения экспериментальной задачи.
С целью формирования регулятивного действия - действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки теста, обмениваясь листочками с ответами. Критерии правильного ответа – проговаривается вслух всем классом, или заранее записывается на отвороте доски. Возможен другой вариант проверки теста (два ученика выполняют тест на отворотах доски, другие - в тетради). После выполнения работа проверяется, обсуждается, исправляется и оценивается.
2 Приём. Найди ошибки, допущенные в некоторых химических формулах, и запишите формулы правильно: Na3O, SiO5, AIO, PH2, CuO3, Cr2O3
Цель: оценивание усвоенного материала, оценка качества и уровня усвоения
3 Приём. Экспериментально осуществить следующие превращения:
AlCl3 → Al (OH) 3 → Na[Al (OH) 4] → Al (OH) 3.
Цель: определение цели задачи, составление плана ее решения, а затем приступить к практическому выполнению работы.
4 Приём «Самостоятельная работа с информацией для выполнения конкретного задания на основе использования содержания учебника»
Цель: формирование умений учащегося организовать свою деятельность для выполнения конкретного задания, оформлять результаты своей самостоятельной работы.
Форма выполнения задания: работа в малых группах
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, используя текст учебника, и письменно оформить отчет о проделанной работе.
Задание:
От каких факторов зависит скорость реакции? Продолжите заполнение таблицы. Постарайтесь привести в ней примеры, отличные от описанных в тексте параграфа. Заполните таблицу.
Таблица 4
Влияние первого фактора разобрать вместе с учениками, влияние трех остальных факторов распределить между группами учащихся. Провести обсуждение, в итоге которого у всех учащихся должна быть заполнена вся таблица.
Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают:
- владение учащимися общеучебными, логическими и знаковосимволическими УУД
Познавательные общеучебные УУД способствуют:
- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера.
Познавательные логические УУД способствуют:
- формированию информационно-познавательной компетенции
- установлению связей в любой области знаний
- умению производить простые логические действия, составные
логические операции
Познавательные знаково-символические УУД способствуют:
- обеспечению конкретными способами преобразования учебного
материала и представляют действия моделирования.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: найди сходство, поиск лишнего, работа с таблицами, упорядочивание, конспект-лекция проблемное изучение материала, составление опорных схем, составление и распознавание диаграмм; отгадай, о чем (ком) говорим, определение понятий, определи причинно-следственную связь, найди существенные и несущественные признаки, выбор критериев для сравнения. Познавательные действия формируются в задании, в котором к известной левой части уравнения ученикам предлагается составить правильно продукты реакции и уравнять, т. е. дописать правую часть уравнения. При выполнении данного задания ученики для нахождения продуктов реакции должны: определить класс веществ левой части – реагентов по их химическому составу, т. е. установить логическую взаимосвязь (классификация веществ); определить тип предполагаемой реакции, мысленно воспроизвести схему взаимосвязи количества и качества реагентов и типа реакции; определить количество и состав продуктов, учитывая заряды ионов, входящих в состав исходных веществ; уравнять коэффициентами левую и правую часть уравнения, т. е. соотнести количество атомов каждого элемента с учётом наличия скобок и индексов в формулах веществ.
1 Приём «Преобразовать схему»
Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на применение закона Авогадро.
Форма выполнения задания: групповая работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица должна быть заполнена.
Задание:
Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:
? Н2S +?O2 →? SO2 +?H2O.
Расставьте коэффициенты, преобразовав данную схему в уравнение реакции. Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях.
Таблица 5
\
2 Приём. Заполни таблицу:
Общее в строении
Символ элемента
Различия в строении
28Si
29Si
30Si
Цель: анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков.
3 Приём. Расставьте понятия «электроны», «атом», «нейтроны», «ядро», «электронная оболочка», «протоны» на соответствующие им места в схеме.
Цель: развитие умения заменять термины определениями, использование знакового моделирования
Формированию универсальных логических действий может способствовать выполнение лабораторных опытов, практических работ и учебных заданий, в которых требуется определить понятия, сделать обобщения, установить причинно-следственные связи, сформулировать выводы, достроить недостающие компоненты, выбрать основания и критерии для сравнения и классификации объектов.
4 Приём «Логическая цепочка»
Цель: организация учащимися своей деятельности по составлению уравнений реакций, позволяющих осуществить предложенные генетические связи между неорганическими веществами.
Форма выполнения задания: индивидуальная дифференцированная работа.
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание, соответствующее его уровню знаний; сравнить его выполнение с вариантами ответов других учащихся; провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями.
Задание:
Задания, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают:
1- социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей
2- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем
3-умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий: составь задание партнеру; оцени ответ товарища, групповая работа по выполнению задания (решение задачи, выполнение эксперимента, устный ответ); обоснуй свой ответ; отгадай, о ком говорим, задай вопрос; подготовь выступление, опиши свойства на основании демонстрационного эксперимента, объясни наблюдаемое явление, диспут.
Для формирования коммуникативных действий (раньше – умение работать в парах (группах) я часто предлагаю ученикам задания, выполнение которых должно обеспечить возможность сотрудничества учеников. Например, сдача мини- зачёта (проверка усвоения терминов по изучаемой теме, проверка знаний латинских названий элементов и т. д.) В этом случае, ученики, сидящие за одной партой, отвечают на вопросы друг друга, комментируют и оценивают ответы, ставят друг другу отметки. Подобные задания развивают: умение слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать друг друга и уметь договариваться.
1 Приём «Подготовить рассказ»
Цель: формирование коммуникативных действий, направленных на структурирование и представление информации по теме «Металлы», и умение сотрудничать в процессе создания продукта совместной деятельности – рассказа об использовании металлов.
Форма выполнения задания: групповая работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе, сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп, в случае необходимости провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге выбрать наиболее удачный рассказ.
Задание:
Подготовьте рассказ об использовании металлов. Предложите несколько источников информации на эту тему и обменяйтесь списками с одноклассниками.
2 Приём «Определение кислотности некоторых пищевых продуктов»
Цель: формирование коммуникативных действий, связанных с умением осуществлять совместную деятельность, с умением слушать и слышать собеседника, понимать возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное.
Форма выполнения задания: групповая работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе по теме «Исследование кислотности некоторых пищевых продуктов»
Задача учащихся – распределить обязанности (выполнение опытов, поиск информации в текстах дополнительной литературы, отчет группы) внутри группы для наиболее оптимального выполнения работы. Оценивание понятности и полноты представления результатов исследования происходит совместно с классом.
Задание: исследуйте на индикаторы действие кислот, входящих в состав пищевых продуктов: яблочный сок, сок лимона, раствор уксусной кислоты, пепси-кола, фанта. Результаты исследования запишите в таблицу.
В приложении 1 представлены тексты диагностических работ, направленные на оценку уровня сформированности УУД у обучающихся 10-11 классов.
Таким образом, в ходе учебной деятельности в учебном процессе формируются метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Более детально рассматривая формирование метапредметных компетенций следует заметить, что приоритет отдаётся совершенствованию умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности, с применением цифровых технологий. Метапредметные умения дают возможность ученикам применять навыки познания в любой предметной области, решать задачи на стыке наук, воспринимать целостность научных знаний без конкретизации учебных предметов.
Информационные источники:
1. Гуторова Г.Д. Метапредметные компетенции и оценка уровня их сформированности у обучающихся основной школы/ Г.Д. Гуторова//Журнал «Филология и культура». – 2021.- №2 (64). – С. 239-245.
2. Кондаков А. Современные тенденции развития образования. http://present5.com/sovremennye-tendencii-razvitiya-obrazovaniya-aleksandr-kondakov-prezident-ooo/ Тымко, О. З. Технология «веб-квест» на основе сервисов Веб 2.0 / О. З. Тымко // Справочник заместителя директора школы. — 2015. — № 6.
3. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // Электронный ресурс - http://www.eidos. ru/journal/2012/0229-10.htm
4. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование, №4. 2013 – с. 157-171.
5. Т.Н. Беркалиев. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. – Спб, 2007.
6. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. – М., 1998.
7. Демидова М. Естественнонаучный цикл: вырабатываем общеучебные умения // Народное образование. – 2005. – №9. – с.115-126.
8. Ступницкая М. А. Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников [электронный ресурс]-Режим доступа: littp://psy.lseptember.ru/article.plip?ID=20060 0712
9. Пяткова О.Б. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии // Наука третьего тысячелетия Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 131-136.
10. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий [Текст]: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. -М.: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.
11. Шалашова М. М. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы: проблемы и пути решения // Химия в школе. 2014. № 7. С. 10-16. 99.
12. Шаталов, М.А. Обучение химии [Текст]. Решение интегративных учебных проблем: метод. пособие. 8-9 кл. / М.А. Шаталов, Н.Е. Кунецова. - М.: Вентана-Граф, 2006.