Высшая школа делового администрирования
Конференции

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОУ

Смирнова Жанна Николаевна
старший воспитатель
филиал МБДОУ "Детский сад - № 43"-"детский сад № 40", г. Славгород, Алтайский край

Краткая аннотация
Мастер-класс разработан с целью повышения знаний педагогов о значении освоение нетрадиционных методов оздоровления и здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Дать определение понятию здоровья. Познакомить участников мастер-класса с здоровьесберегающими технологиями в ДОУ, а так же с нетрадиционными формами оздоровления детей.
Педагогам предложены для ознакомления новые формы работы в образовательной области «Физическое развитие», в формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Мастер класс рассчитан на педагогов ДОУ с целью заинтересованности в работе по- новому.
Условия реализации: обязательное использование ИКТ.
Выразительные средства: ИКТ (презентация, музыкальное сопровождение.
Ожидаемые результаты: Снятие физического и психического напряжения, получение информации, которая поможет в дальнейшей работе.
Ведущий: Добрый день уважаемые коллеги, участники семинара. Мы рады приветствовать Вас в нашем дошкольном учреждении.
Возникают новые методики, технологии, разрабатываются новые программы, но на первом месте всегда остаётся здоровье наших детей! Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Сегодня недостаточно тех мероприятий, которые мы проводим обычно, т. е физминутки, игры и пальчиковые гимнастики. Необходимы новые формы и методы работы. Предлагаемые здоровьесберегающие технологии, надеюсь, знакомы всем педагогам. Я предлагаю новый взгляд на традиционные средства оздоровления. В сочетании с методами здоровьесбережения эти средства становятся действенной силой решения важнейших задач сохранения физического и психического здоровья.
Мастер класс рассчитан на применение педагогами нетрадиционных методов оздоровления детей и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ.
Тема: «Нетрадиционные методы оздоровления детей и здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Цель: Повысить знания педагогов о значении здоровьесберегающих технологий в жизни детей. Ознакомить с новыми нетрадиционными методами (формами) оздоровления детей
Задачи: освоение на практике новых здоровьесберегающих технологий.
Ведущий 2 И прежде чем начать, я хочу рассказать Вам одну притчу.
Сл 2. Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги.
Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля.
Стали думать: каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным».
А один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам».
И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье.
Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А самый мудрый из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека! Пусть он его поищет».
Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье.
Только вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов!
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Слайд. Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием рецидивирующей и хронической патологии.
Здоровье детей – это будущее страны. А здоровье можно предопределить только движением. «Движение – это жизнь, - как говорил великий философ Аристотель, - Ничто так не истощает и не ослабляет человека, как продолжительное физическое бездействие». И это действительно так. Все это может дать ребенку физическое воспитание. Физическое воспитание – это не только занятия физкультурой, а целая система организации двигательной деятельности детей дома и в детском саду. Физические упражнения способствуют не только оптимальному физическому развитию, но и совершенствованию памяти. Ведь совсем не зря А. Шварценеггер говорит: «Основное внимание в детской физической культуре следует сосредоточить на развитии двигательных навыков. Бег, прыжки, метание, хватание руками, пинки ногами – это азбука движений.
Здоровый ребенок – как правило, жизнерадостный, активный, любознательный, выносливый, с достаточно высоким уровнем физического и интеллектуального развития.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания; во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени, т. е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребенка остается все меньше времени для подвижных игр, прогулок, общения со сверстниками. Нарушение баланса между игрой и другими видами детской деятельности негативно сказывается как на состоянии здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Недостаточная физическая активность детей, особенно в период активного роста, когда ускоренное развитие скелета и мышечной массы не подкрепляется соответствующей тренировкой системы кровообращения и дыхания, являются одной из причин ухудшения их здоровья, снижение жизненного тонуса.
К нетрадиционным формам (методам) оздоровления относятся:
Существует множество нетрадиционных методов, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогами.
Это использование нетрадиционных методов закаливания дошкольников: «Хождение босиком», «Дыхательная гимнастика» и «Массаж биологически активных точек тела». Перечисленные методики являются одними из наиболее современных эффективных способов снижения уровня заболеваемости детей при посещении дошкольного учреждения.
Закаливание способствует укреплению здоровья. «Хождение босиком» - хороший метод закаливания, как для детского учреждения, так и для дома.
При хождении босиком укрепляются своды и связки стопы, увеличивается интенсивность деятельности почти всех мышц, идет профилактика плоскостопия, стимулируется кровообращение во всем организме, улучшается умственная деятельность.
Закаливание лучше начинать с бодрящей гимнастики. Она помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус, здоровье детей, создает бодрое, радостное настроение.
Дыхательная гимнастика повышает обменные процессы, играющие главную роль в кровообращении, в том числе и органах дыхания, укрепляется мышца – диафрагма.
Массаж – это механическое воздействие специальными приемами: (поглаживание, постукивание, пощипывание и точечный массаж).
Еще одним из наиболее часто используемых методов массажа является самомассаж. В сочетании с художественным словом, данное упражнение является не просто физическим воздействием на тело ребенка, но и средством снятия психологического напряжения в течение дня.
Предлагаю Вам отправиться в осенний лес.
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? (осень).
Мы с вами сейчас отправимся в осенний лес (ходьба по здоровьюзберегающим дорожкам).
- В путь идем мы спозаранку
Не забудьте про осанку
Что – то колется нам в ножки,
Ой колючая дорожка (в обруче лежат шишки, стараемся поднять шишки пальцами ног).
Затем проходим по следочкам (дорожка со следочками);
Увидали мы платочки (подымаем пальцами ног)
Проходим по камешкам (дорожка с камешками);
Впереди течет река (ходьба змейкой по канату), направляемся туда
Выше ноги подымаем на траву не наступаем (дорожка с губкой).
Ну вот мы с вами в осеннем лесу,
В лесу полны, полно чудес.
Обращаем внимание на осеннее дерево (каждый участник берет по листочку с ниточки);
Дыхательная гимнастика
Дует легкий ветерок (дуют на листочки тихо)
Дует сильный ветерок (дуют на листочки сильнее)
Осенние листочки на дереве висят
Осенние листочки с нами говорят:
Березовый лист – «а», осиновый лист – «о»,
Дубовый лист – «у»;
На полянке выросла елочка (вдох – выпрямиться, выдох – нагнуться)
А под елочкой сидит ежик ф – ф – ф (встают)
А теперь мы с вами превратимся в зайчат, в право в лево наклонились и в зайчаток превратились. (выбирается среди участников мама – зайчиха и зайченок)
Массаж «Зайки»
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки (слегка постукиваем пальцами по спине малыша)
И катались по траве
От хвоста и к голове (прокатываем ладоши от низа спины до шеи)
Долго зайцы так скакали (слегка постукиваем пальцами по спине малыша)
Но напрыгавшись устали (кладем ладони на спину малыша)
Мимо змеи проползали
«Добрый день» - они сказали. (делаем волнообразные движения по спине обеими руками).
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат, зайчиха мать (гладим малышу спинку)
Молодцы!
В право, в лево наклонились, и в ребяток превратились.
А теперь возвращаемся в наш детский сад (участники проходят на свои места).
Ведущий 2 Следующую нетрадиционную методику оздоровления представит
Ведущий 3: ТЕМА: «Использование гимнастики для глаз в образовательной деятельности с дошкольниками».
Слайд –1 (тема)
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию опыт по применению элементов здоровье сберегающей технологии В.Ф. Базарногов работе с дошкольниками. Ведь для того, чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
О методике В.Ф. Базарного наслышаны многие, но оценить её могут лишь те, кто применил её на практике. Базарный Владимир Филиппович
(р. 4.05.1942), русский учёный, доктор медицинских наук, педагог-новатор.
Я убеждена, что применение технологий Базарного В.Ф. позволяет устранить многие причины главных источников нездоровья, которые закладываются в дошкольном периоде.
Слайд - 2 (рабочая дистанция)
Очень важно, чтобы у каждого ребёнка была своя рабочая дистанция, которую определяю два раза в год, с помощью кольца Ландольта, изображённого на белом кубе.
Слайд -3 (смена динамических поз)
В своей работе применяю режим моторной свободы динамических поз или вертикализация позы, когда дети меняют в процессе деятельности позы «стояние-сидение - лежание». Изменение динамических поз происходит через каждые через 15 минут. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, лежания или сидения, а сам факт смены поз. Режим вертикализации позы сохраняет и укрепляет его телесную вертикаль, позвоночник, осанку – основу энергетики человеческого организма, улучшает становление психической сферы, обеспечивает нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.
Слайд-4 (тренажи по углам)
В целях повышения эффективности образовательного процесса, физической активности детей, предупреждения их утомляемости выполняем упражнения с использованием сенсорно-моторного тренажа. Все упражнения выполняются в позе свободного стояния. Зрительно-поисковый метод сочетается с движением головы, туловища, глаз (продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты). Система сенсорно - координаторного тренажера, с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов позволяет выполнять зрительно-двигательные упражнения более интенсивными ритмическими движениями глаз, головы, туловища. Для этого в группе размещены в углах 4 сигнальные картинки, образно-сюжетные изображения. По сигналу воспитателя и в сопровождении голосовыми указаниями дети поворачиваются и находят взглядом необходимое изображение (например: цифру - «один, два, три, четыре», или цвет - «красный, желтый, зелёный, синий» или сюжетную картинку - «зима, весна, лето, осень » и т.д.).
Дети с огромным удовольствием выполняют повороты, это вызывает положительный эмоциональный всплеск, оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, развивается чувство общей и зрительной координации, способствуют снижению психической утомляемости, избыточной нервной возбудимости, реакции на экстремальные ситуации.
Слайд -5 (траектории - «Зигзаги», «Полёт мотылька, бабочки», «Верёвочка», «Спираль» и др.) (индивид. офтальмотренажёры)
С использованием схемы зрительно-двигательных траекторий, расположенных на стенах, проводим физкультминутки всей группой, подгруппой или индивидуально.
В ходе выполнения этих упражнений снижается нагрузка на зрение.
При этом движения глаз сочетаются с движением головы, можно сопровождать и движением руки.
Слайд-6 (леска на стене) (держалки) (на леске к потолку)
Использование на различных этапах занятия (подвешенного за леску к потолку, чем обеспечиваются колебательные движения наглядности, что создает повышенную эффективность зрительного восприятия из 3 и более цветов или изображений) помогает организовать поиск информации не только в рабочих тетрадях или на доске, но и в окружающем пространстве. Это корректирует зрение, позволяет воспринимать информацию в движении, а значит более эффективно, развивает познавательный интерес, сенсорное развитие, снимает статику шейного отдела позвоночника. Дети не прикованы к столам, постоянно находятся в движении.
Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
Для работы с наглядностью использую сенсорно-дидактическую подвеску, которая представляет собой натянутую леску на стене группы. На леске располагается дидактический материал: иллюстрации, буквы, цифры, алгоритмы ответов, воспринимаемые в режиме дальнего зрения и в режиме поиска.
В режиме подвижных объектов использую держалки
Слайд -7 (гимнастика для глаз)
Зачем нужна гимнастика для глаз?
Гимнастика для глаз – это эффективная профилактика переутомления и, представленная в картинках и в сопровождении художественного слова. Она не только улучшает зрение, но и тренирует мускулатуру лица, оказывает положительное действие на артикуляционный аппарат)
Слайд –8 (игра «Весёлые человечки»)
Упражнения для глаз хорошо сочетаются с «Игрой в весёлых человечков». На карточках, которые показывает воспитатель, схематично изображены человечки, выполняющие различные гимнастические упражнения. Размер изображения 1-2 см. Дети вначале рассматривают человечка, а затем выполняют его движения. Эти физкультминутки тренируют зрение, зрительную память, произвольное внимание, наглядно- образное мышление. В этой игре ребёнок обязательно находится на своей рабочей дистанции.
Положительные результаты применения оздоровительной методики в нашей работе налицо. Дошколята раскрепощены в своем поведении, активны, общительны, эмоциональны, а самое главное – крепче физически.
Практическая часть.
1. Офтальмологическое упражнение «Весёлые человечки»
Используя куб, с изображением Кольца Ландольта, предлагаю участникам встать на то индивидуальное место, с которого видно разрыв на колечке, изображённым на кубе.
Далее предлагаю выполнить упражнение, которое видно на карточке.
Изначально педагог встаёт дальше требуемого расстояния и медленно приближается к участникам. Участники выполняют упражнение тогда, когда им станет видно.
2. Элементы из гимнастики д.м.н. профессора В.Ф.Базарного.
(Предложить участвовать всем присутствующим)
1.Расслабить и подвигать зрачками слева – направо; затем справа на лево. Повторить 3 раза
2.Медленно переводить взгляд вверх – вниз; затем наоборот вниз – вверх. Повторить 3 раза
3.Представьте вращающий перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на нём определённую точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону, потом в другую сторону. Повторить 3 раза
4.Положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности, какая описана выше.
Глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони, не плотно лежащие на глазницах, НЕ должны пропускать свет.
Ведущий 2 Следующую нетрадиционную методику оздоровления представит ведущий 4. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА - ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОХРАНЕНИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ПОЯВЛЕНИЕ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР. У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. А на Руси с малолетства учат играть в «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые. Японские специалисты выяснили, что на руках человека, особенно на кистях, располагается большое количество особых точек, массирование которых способно излечить от определенных заболеваний. Например, при проблемах с желудком полезно массировать указательный палец, для улучшения работы головного мозга – большой, при сердечных заболеваниях – мизинец, если беспокоят почки и печень – безымянный, а для нормализации работы кишечника – средний палец.
Пальчиковая гимнастика,
Что дает детям?
1. Способствуют овладению навыками мелкой моторики
2. Помогает развивать речь
3.Повышает работоспособность коры головного мозга
4 Развивает психические способности: мышление, память, воображение
5.Снимает тревожность
Пальчиковая гимнастика – это, как правило, инсценировка детских стихов. Однако пальчиковые игры - это, прежде всего весёлые занятия, а уж потом развитие и обучение. Пальчиковые игры проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Проводится в любой удобный отрезок времени. Полезны всем детям без исключения, особенно тем, у кого речевые проблемы
ГРУППЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
1. Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…»,
«Сорока-белобока…»
«Пальчик-мальчик, где ты был?..»,
«Мы делили апельсин…»,
«Этот пальчик хочет спать…»,
«Этот пальчик – дедушка…»,
«Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?..»,
«Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик.
Эти игры развивают воображение, и в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной объект.
2. СЮЖЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев
3. ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В СОЧЕТАНИИ С САМОМАССАЖЕМ КИСТЕЙ И ПАЛЬЦЕВ РУК.
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – поглаживания, разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик и т.д.
Помимо традиционной пальчиковой гимнастики для развития мелкой моторики руки полезными являются занятия с разнообразными предметами. В представленных играх для проведения массажа используют маленькие детские машинки и обычные карандаши, словом, то, что всегда найдётся под рукой.
Я смотрю, вам уже не терпится, давайте начнём играть:
Массаж выполняется с помощью маленькой детской машинки.
Раз, два,три, четыре, пять
Возят машинку по каждому пальчику
Вперёд и назад, начиная с большого пальца
Можно гонки начинать
Теперь – начиная с безымянного.
По кругу, по кругу.
Теперь – по кругу в одном и другую сторону.
Вперёд и назад
Но пальцы машину мою
Вновь катают машинку по пальчикам,
Тормозят.
Которые слегка согнуты.
Закрылись. Машинка стоит в гараже.
Сжимают кулак.
И фары погасли, не светят уже.
Заглядывают в маленькое отверстие в кулаке.
Заводим мотор, выезжаем!
Действия повторяются на другой руке.
4.Массаж ладоней шестигранным карандашом
Упражнение «Утюжок».
Упражнение «Добывание огня».
Упражнение «Волчок».
Упражнение «Вертолёт».
Упражнение «Скольжение»
Массаж грецкими орехами
Массаж с прищепками.
Такие игры являются эффективным способом развития тактильной чувствительности, координации движений пальцев и кистей рук. Также стимулируют развитие пространственно – образного мышления и творческих способностей. Пальчиковые тренинги окажутся незаменимыми в период подготовки детей к школе.
Бельевой прищепкой на ударные слоги стиха поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги: от указательного к мизинцу и обратно.
Котёнок
Кусается сильно котёнок-глупыш,
Он думает: это не палец, а мышь.
-Но я же играю с тобою, малыш!
-А будешь кусаться — скажу тебе «кыш!».
Гусёнок
Шёл гусёнок по тропинке
Видит: вкусные травинки.
Растопыриваем пальчики.
Ам- ам-ам,ам-ам-ам!
Гусёнок щиплет пальчики как травку» -
Никому я их не дам.
Прихватить поочерёдно каждый пальчик прищепкой.
По другой тропинки шёл,
Упражнение повторяется на другой руке.
Снова травку он нашёл!
Ам-ам-ам,ам-ам-ам!
Всё гусёнок скушал сам.
Массаж ладоней массажными мячиками по методу Су – Джок терапии.
Данный массаж выполняется специальным массажным шариком.
Массаж шишками
Сейчас мы выполним массаж пальцев рук, играя с шишками, дети познают окружающий мир, становятся общительнее и спокойнее. Колючие шишки для массажа дарят силу рукам, гибкость, свободу движений. Это прекрасный природный стимулятор речи ребёнка. Обучение действий с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки. Педагог предлагает детям корзинку, в которой лежат еловые и сосновые шишки. И задает вопросы: С какого дерева шишки? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа? Далее педагог показывает и выполняет вмести с детьми круговые движения шишкой между ладонями. Такие игры под музыкальное сопровождения дарят детям положительные эмоции, раскрепощают, помогают созданию сказочного сюжета. Сказка посвящена маленькому мишке
Мишка с шишкою играет,
Между лап её катает.
Медвежата все хохочут,
Шишки лапы им щекочут,
Колются не больно,
Малыши довольны.
Я буду проговаривать текст, он будет представлен в стихотворной форме. и показывать движения, а вы повторяйте за мной
Ёжик по лесу шагал
правой рукой
Топ –топ, топ-топ.
А потом он побежал
Топ-топ топ, топ-топ-топ.
Поскользнулся и упал
Бух, Ох! Развести руки в стороны
Отряхнулся и сказал
Ух!
Спасибо, молодцы, у вас получилось.
Массаж ладоней
Ежик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Если будем с ним играть —
Ручки будем развивать.
Ловкими станут пальчики,
Умными — девочки, мальчики.
Ежик нам ладошки колет,
Руки нам готовит к школе.
Работа с пальчиками играми многообразна и очень эффективна, ведь эти игры решают целый ряд задач, стоящих перед педагогами, что делает их незаменимым средством развития и обучения
Ведущий 2. Задания для педагогов. Педагогам предлагается
«Цветик –семицветик» (сделать на палочки цветок с заданиями)
Необходимо оторвать лепесток, и выполнить предложенное задание.
1. Красный лепесток –
1) Гранатовый сок полезен при анемии? В нем нет железа, это миф.
2) Правда ли, что при плоскостопии противопоказан массаж стопы? Массаж полезен.
3) Узкие джинсы могут вызвать боли в ногах? Могут, так как они пережимают подкожные нервы, они могут нарушать кровообращение.
2. Оранжевый лепесток
1) Дыхательная гимнастика улучшит иммунитет? Помогает, так как улучшает ток крови из лимфы.
2) Физическими упражнениями лучше заниматься вечером? Лучше заниматься физкультурой утром.
3) Черная смородина улучшает состояние суставов? Улучшает, в смородине много витамина С.
3. Желтый лепесток
Назвать пословицы и поговорки о физическом и психическом здоровье
Будет здоровье – будет - все
Здоровье за деньги не купишь
В здоровом теле – здоровый дух
Здоровье – это движение
Здоровому и врач не надобен
Здоровому и горе не горе, а беда не в зарок и т. д.
4. Зеленый лепесток
1) Телевизор можно смотреть в темноте? Не следует смотреть телевизор в темноте, глаза устают.
2) Препараты черники влияют на зрение? Польза черники — это вымысел.
3) Подушка из синтепона может вызвать головную боль? Может. Синтепон не держит форму и мышцы шеи оказываются напряженными всю ночь.
Голубой лепесток
1) Болгарский перец полезен для суставов?
Полезен, в нем много витамина С, а этот витамин стимулирует выработку коллагена.
2) Многие полагают, что спать на животе не полезно.
Это действительно так. Лучшей является для сна поза на боку. Если вы спите на животе, то часто пережимаются сосуды шеи, будет давление внутри брюшной полости, желудочный сок будет забрасываться в пищевод.
3) Молоко полезно пить на ночь?
Полезно, оно улучшит сон.
4) Вредно ли для зрения читать лежа?
Это так. При чтении лежа глазные мышцы испытывают двойную нагрузку, это пагубно влияет на глазное яблоко и остроту зрения, мышцы перенапрягаются.
. Синий лепесток
1) Что надо делать по утрам, чтобы быть бодрым и здоровым? (зарядку)
2) Детский зимний транспорт? (санки)
3) Коньки на лето? (ролики)
Розовый лепесток
Продолжи фразу:
-Холода не бойся, сам по пояс… (мойся).
- Курить – здоровью (вредить).
- Кто спортом занимается, тот силы … (набирается).
- Здоровье дороже … (богатства).
- Солнце, воздух и вода … (наши верные друзья).
Ведущий 2 Следующую нетрадиционную методику оздоровления представит
Ведущий 5 «Арт-терапия, как один из видов здоровьесберегающих технологий» В современном технологичном, напряжённом мире, необходимо сберечь здоровье наших воспитанников, как физическое, так и эмоциональное, психическое. Взаимодействие педагогов детского сада по укреплению и сохранению здоровья детей помогает в этом. Руководитель изодеятельности, психолог и сам воспитатель могут использовать в своей работе здоровьесберегающую технологию- арт-терапию.
Арт-терапия представляет собой методику лечения и развития личности при помощи разных видов и форм искусства и творчества.
Возможности арт-терапии
Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем.
В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству.
Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.
Виды арт-терапии, представленные в психологии и медицине, отвечают существующим видам искусств. Выделяют изотерапию, музыкотерапию, танцевальную терапию, кинезитерапию, драмотерапию, анимационная терапия, артсинтезтерапия, сказкотерапию, психогимнастик.
В педагогической практике чаще используют изотерапию (нетрадиционное рисование, цветотерапию, лепка из глины и теста, коллаж из вырезанных картинок, рваной, мятой бумаги и т. п.) ИЗОТЕРАПИЯ - чудесный и очень увлекательный процесс. С ее помощью можно выразить свое настроение, снять напряжение, создать ресурс жизненной силы, развивать творческое воображение! Эта методика подходит для групповых и индивидуальных занятий. Дети и взрослые делают это с огромным удовольствием.
Немного фантазии, и на песке расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в сказочных, фантазийных животных.
Практическая часть
Рисование "волшебными красками", которые к тому же созданы своими руками - чудесный и очень увлекательный процесс.
Для этого понадобятся: рабочая поверхность, которую лучше застелить клеенкой или газетами, мука, гуашь, растительное масло, соль, клей ПВА, вода, а также тряпочки или салфетки. Для особой таинственности можно зажечь свечи, включить тихую, красивую мелодию. Когда все это готово, мы рассказываем волшебную историю:
Жила давным-давно на свете одна добрая волшебница. Уж не буду рассказывать обо всех ее чудесных делах и подвигах, скажу только, что она очень хотела, чтобы люди стали добрее и научились доброму волшебству. Но люди мечтали повелевать другими, часто забывая о доброте, ссорились и воевали друг с другом. Конечно, это очень печалило волшебницу. Долгими вечерами, глядя на огонь в камине, она размышляла о людях и о том, как помочь им лучше понимать друг друга. И вот однажды она решила разобраться в причинах непонимания и ссор между людьми и посмотреть на мир глазами самого неуживчивого и вздорного короля.
Она прочла заклинание и... очутилась на месте ворчливого короля. Что тут началось! Ей казалось, что она сидит в самом неудобном тронном кресле, на ней надета самая неприятная в мире одежда, а вокруг бродят самые несимпатичные в мире люди! Ну как тут можно быть добрым! Но самое главное — весь мир вдруг потерял краски и стал черно-белым!
Несколько минут на месте вздорного короля привели волшебницу в самое скверное расположение духа. Даже яркие языки пламени в камине показались ей какими-то скучными и блеклыми.
«Да, — начала размышлять волшебница, придя в себя, — если видеть все черно-белым и противным, как можно сохранить в своем сердце любовь и доброту?! Что же делать?» И вдруг волшебницу осенило: «А добавлю-ка я в жизнь этого вздорного короля красок!»
Дни и ночи трудилась волшебница над рецептом волшебных красок, способных менять картину мира и делать сердца людей добрее. Она понимала, что у красок должна быть прочная основа — из того, что является для человека самым необходимым. Она пустила по свету своих помощников, которые задавали людям один вопрос: «Что вам нужно, чтобы стать счастливее?»
По-разному отвечали люди на этот вопрос. Одни говорили, что хотят всегда быть сытыми и здоровыми; другие — что желают познать сокровенные тайны жизни; третьи мечтали, чтобы у них в жизни все шло как по маслу; четвертые — что хотят быть гибкими и текучими, как вода, чтобы с легкостью «утекать» из любых жизненных невзгод; а пятые желали склеить разбитые отношения...
«Пожалуй, я смогу им помочь, — размышляла волшебница. — В основу для красок я положу муку, чтобы люди всегда были сыты и здоровы; потом я добавлю соли, чтобы они могли узнавать тайны жизни; затем я капну масла, чтобы дела людей шли удачно; замешаю волшебное тесто и буду постепенно разбавлять его водой, тщательно перетирая комочки, чтобы не было в жизни людей обид и ссор. А когда мое волшебное тесто станет таким, чтобы я смогла испечь чудесные оладьи, вот тогда-то я и добавлю особого клея! Чтобы склеивались разбитые отношения, хорошие дела и добрые начинания».
Волшебница изготовила чудесное тесто, разлила его по горшочкам и стала добавлять в каждый горшочек краску. Стоит ли говорить, сколько помощников было у нее! Небо прислало ей голубой цвет, лес — зеленый, огонь — красный. Солнышко позолотило один из горшочков, а радуга — сразу семь! Вскоре на столе у волшебницы стояли волшебные краски.
— Что же было дальше? — спросите вы. А дальше волшебница и ее помощники стали обходить жителей этой страны и учить их смешивать волшебные краски и рисовать ими. И даже вздорный король научился этому. Правда, сначала он ворчал, не доверял волшебнице, но потом процесс создания красок его захватил. А когда он стал рисовать ими, его вздорность растворилась — ведь он стал видеть мир в цвете. Трон сразу стал удобным, королевская одежда приятной, а придворные показались ему милыми и интересными людьми.
С тех пор и существует секрет волшебных красок.
(Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов «Школа Волшебников»)






Август 2022