Высшая школа делового администрирования
Конференции

ИГРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Кобякова Ольга Николаевна
педагог-психолог
Белозерских Тамара Александрович
воспитатель
МБДОУ д/с 43, г. Белгород

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу социализации личности ребенка через игру
Ключевые слова: социализация, личность, игра.
В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. В момент рождения ребенок не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы стать ею он должен пройти определенный путь развития. Прежде всего - это взаимодействие с окружающими, общение с другими людьми. Конечно же, первой по значимости в становлении личности ребенка является семья, с ее традициями, привычками и социальными нормами поведения в обществе. Они отвечают за заложенные в ребенке первичные представления, взаимоотношения в мире людей. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Задачей дошкольного учреждения является не только сохранение первичной социализации ребенка с уже приобретенными им знаниями и навыками, но и дальнейший процесс социализации. Т.е. это формирование личности в условиях ДОУ, которое подразумевает усвоение опыта, ценностей, норм поведения, принятых в данном учреждении, тем самым способствует формированию у ребенка его индивидуальности. Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различные социальные роли, тем самым усваивая стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и учится самоконтролю. Так возникает необходимость в проявлении своего «Я», т.е. оставаться самим собой, исполняя разные роли. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра для ребенка - это серьезное занятие. Педагог, предлагая ту или иную роль, обязан способствовать тому, чтоб ребенок, беря ее на себя, четко представлял связанные с нею права и обязанности (знал правила игры). Остальное общество детей следит, чтобы все делалось «как надо».
Роль игрового материала и игрушек:
Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них - исходный пункт игры. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры. Назначение материала в игре видоизменяется: он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр. Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя. В старшей группе, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Наглядность; Сюжет; Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры. При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и, одновременно, как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства. Педагог может оказывать на игру прямое руководство - вмешательство взрослого в игру детей. А именно: ролевое участие, участие в сговоре детей, разъяснение, оказание помощи, совет по ходу игры или предложение новой темы. И косвенное руководство игрой, которое хорошо работает с детьми дошкольного возраста, где педагог только дает советы, не вмешиваясь в сам процесс игры.
Благодаря игре ребенок усваивает все виды человеческих взаимоотношений:
1) взрослый – ребенок;
2) взрослый – взрослый;
3) ребенок – взрослый;
4) ребенок – ребенок.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружающему миру, реализуют свои социальные потребности и возможности, формируют личностное отношение и свою индивидуальность.
Список используемой литературы:
1.         Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2009. — 144 с.
2.         Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. / Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
3.         Иванова Н. Игровое обучение познавательной деятельности детей 5-7 М.: Сфера, 2008. — 112 с.
ИГРА КАК НЕОБХОДИМЫЙ ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Кобякова Ольга Николаевна
педагог-психолог
Белозерских Тамара Александрович
воспитатель
МБДОУ д/с 43, г. Белгород

Аннотация
Данная статья посвящена вопросу социализации личности ребенка через игру
Ключевые слова: социализация, личность, игра.
В соответствии с новым законом об образовании большой акцент делается на индивидуальность ребенка. В момент рождения ребенок не является личностью, он всего лишь индивид. Чтобы стать ею он должен пройти определенный путь развития. Прежде всего - это взаимодействие с окружающими, общение с другими людьми. Конечно же, первой по значимости в становлении личности ребенка является семья, с ее традициями, привычками и социальными нормами поведения в обществе. Они отвечают за заложенные в ребенке первичные представления, взаимоотношения в мире людей. Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Задачей дошкольного учреждения является не только сохранение первичной социализации ребенка с уже приобретенными им знаниями и навыками, но и дальнейший процесс социализации. Т.е. это формирование личности в условиях ДОУ, которое подразумевает усвоение опыта, ценностей, норм поведения, принятых в данном учреждении, тем самым способствует формированию у ребенка его индивидуальности. Детская социализация основана на полном повиновении взрослым в выполнении определенных правил. Таким образом, любая игра предполагает сам процесс социализации. В игре ребенок примеряет на себя различные социальные роли, тем самым усваивая стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и учится самоконтролю. Так возникает необходимость в проявлении своего «Я», т.е. оставаться самим собой, исполняя разные роли. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра для ребенка - это серьезное занятие. Педагог, предлагая ту или иную роль, обязан способствовать тому, чтоб ребенок, беря ее на себя, четко представлял связанные с нею права и обязанности (знал правила игры). Остальное общество детей следит, чтобы все делалось «как надо».
Роль игрового материала и игрушек:
Как показывает изучение игр, использование детьми материала (игрушек и т. п.) с возрастом значительно видоизменяется. Дети раннего возраста и 3-4 лет большую часть времени в ходе игры тратят на материал и различные операции с ним. Так, в игре двухлетних детей это занимает до 90 % времени. Материал для них - исходный пункт игры. У старших детей игровой материал является вспомогательным в игре, он сознательно ими привлекается или даже сознательно создаётся согласно замыслу игры. Назначение материала в игре видоизменяется: он становится не только средством для выполнения различных операций, но и опорой для сюжетных игр. Игры со строительным материалом занимают особое место среди творческих игр детей. Творчество детей в строительных играх во многом зависит от содержания игры и от умений ребёнка обращаться со строительным материалом. Чем богаче замысел игры, тем больше требуется от ребёнка творческой фантазии, изобретательности. Подвижные игры в разных возрастных группах имеют важные различия, которые необходимо учитывать при руководстве ими. В младших группах наибольшее число подвижных игр имеет сюжет: дети изображают движения медведя, зайца, соблюдая известные правила игры (например, заяц может выбегать из норы только после определённого сигнала). Приучение детей к выполнению правил происходит часто в процессе самой игры, при непосредственном участии в ней воспитателя. В старшей группе, наряду с сюжетными подвижными играми, большое место занимают игры без сюжета: дети упражняются в беге, прыжках, в сохранении равновесия. Их движения обусловлены более строгими правилами. Мотивом игры нередко является соревнование (например, кто быстрее добежит до флажка). Игры детей старшей группы по преимуществу коллективные. Воспитатель и сами дети строго следят за точным выполнением правил. Содержание и правила дидактических игр во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп в процессе их обучения и воспитания.
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: Наглядность; Сюжет; Слово.
В этих играх правила заключены в дидактических игрушках (малыши имеют дело с матрёшками, вкладками, разрезными картинками).
В средней группе умственные задачи усложняются, и всё большее значение приобретает слово: дети называют известную им вещь по описанию, отгадывают загадки. Правила игры уже зависят не столько от характера игрушки, сколько от игры в целом; они вносятся в неё как составной компонент (например, отвечать, когда спрашивают, следить за ответом товарищей).
В старшей группе умственные задачи ещё более усложняются. Большое место в старшей группе занимают словесные игры. При всём своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребёнком в игре, вызываются процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная деятельность воспитателя с детьми, в которой взрослый выступает как играющий партнер и, одновременно, как носитель специфического «языка» игры. Во-вторых, на всех возрастных этапах игра должна сохраняться как самостоятельная деятельность детей, в которой они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где обеспечивается, в известной мере, независимый от взрослых мир детства. Педагог может оказывать на игру прямое руководство - вмешательство взрослого в игру детей. А именно: ролевое участие, участие в сговоре детей, разъяснение, оказание помощи, совет по ходу игры или предложение новой темы. И косвенное руководство игрой, которое хорошо работает с детьми дошкольного возраста, где педагог только дает советы, не вмешиваясь в сам процесс игры.
Благодаря игре ребенок усваивает все виды человеческих взаимоотношений:
1) взрослый – ребенок;
2) взрослый – взрослый;
3) ребенок – взрослый;
4) ребенок – ребенок.
Особенностью игровой деятельности дошкольников является то, что она - одна из ведущих средств познания окружающего мира и основной фактор социализации ребенка. Играя, дети легче адаптируются к окружающему миру, реализуют свои социальные потребности и возможности, формируют личностное отношение и свою индивидуальность.
Список используемой литературы:
1.         Арсентьева В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. Учеб. пособие / В. П. Арсентьева. — М.: ФОРУМ, 2009. — 144 с.
2.         Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. / Под ред. Бабаевой Т.И., Михайловой З.А., Гурович Л.М. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
3.         Иванова Н. Игровое обучение познавательной деятельности детей 5-7 М.: Сфера, 2008. — 112 с.

Август 2022