Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Ниль Оксана Сергеевна
старший воспитатель
Башкатова Инна Алексеевна
воспитатель
МБДОУ"Детский сад "Изумрудный город", п. Отрадное

В наше современное время проблема нравственного воспитания у детей дошкольного возраста выдвинулась в ряд наиболее важных вопросов. Актуальность проблемы нравственного воспитания связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера. Это в первую очередь средства массовой коммуникации и информации, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на его формирующуюся сферу нравственности. Нравственное воспитание - проблема комплексная, и решить ее можно постепенно, включая в этот процесс всех членов социума, как детей, так и взрослых.
Формирование у детей нравственных ценностей — актуальная задача дошкольного образования. Это направление работы педагогов активно развивается, включает всё новые методы развития личностных качеств детей. Потребность взаимодействия взрослого и ребёнка с целью сохранения нравственного здоровья диктуется реалиями современной жизни. Ребёнок должен обрести моральные ориентиры в условиях технически и материально насыщенного окружения. С правилами хорошего тона необходимо знакомить детей с раннего возраста и продолжать на протяжении всего детства. Опираясь на ранее усвоенные детьми навыки культурного поведения (в виде проявлений вежливости, внимания к сверстникам и взрослым, элементарных навыков оказания помощи, приветливых форм общения и т.п.), нужно научить понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме раскрывать их. Это реализуется на специальных занятиях в старшем дошкольном возрасте. Проблема нравственного воспитания занимает значительное место в научных исследованиях Р.С. Буре, П.С. Выготского, В.Г. Нечаевой и других. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста является одной из сложнейших задач воспитания. Для решения данной проблемы педагогу требуется не только знание методов и приёмов, но и умение применять их в образовательно-воспитательном процессе. Вот почему сегодня необходимо воспитывать нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции нравственного воспитания ребенка в единстве семья - ребенок - детский сад. Задача такого воспитания состоит в том, чтобы моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности. Поэтому тема нравственного воспитания очень актуальна в настоящее время. В нравственном воспитании значительную роль играет прочность эмоционального фундамента, возникающего в ситуациях с моральным смыслом (сопереживание, стыд, чувство собственного достоинства, гордости), которые рассматривали Я. 3. Неверович и А. В. Запорожец, как психологический механизм, при помощи которого личность начинает воспринимать требования общества как свои собственные. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью и динамизмом, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора с чувством ответственности за свои действия. Такими качествами может обладать поколение, воспитанное по принципу развития потенциала личностного развития и способности к самоорганизации, предполагающего свободу выбора. Успех в воспитании свободной личности зависит от исходной методологической позиции.
В содержание нравственного воспитания детей дошкольного возраста входят следующие этапы:
Ø воспитание гуманности (сочувствия, сопереживания, отзывчивости, доброты) как качества личности;
Ø воспитание трудолюбия, умения и желания трудиться (самооб служивания, ручного и художественного труда, хозяйственно-бытовых качеств);
Ø  воспитание патриотизма, гражданственности (ответственности, желания и умения трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, любви и привязанности к родному дому к своей стране);
Ø воспитание коллективизма (коллективных взаимоотношений: взаимопомощи, отзывчивости, культуры поведения).
В каждом из этапов необходимо решить задачу по двум взаимосвязанным направлениям:
·           Воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества.
·          Создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
Следовательно, современный подход к содержанию нравственного воспитания должен рассматриваться с точки зрения воспитания счастливого ребенка. Счастье и любовь просматриваться как ведущие принципы в содержании воспитания. Можно выделить много качеств, которые составляют образ счастливого ребенка. Счастливый ребенок уверен в себе, он легко и с удовольствием, открыто и доверчиво общается с людьми - взрослыми и детьми. Он оптимистичен, все воспринимает с радостью. Он любознателен и т.д. Но воспитать такого ребенка можно при условии, если и родители, и воспитатели проникнуты глубоким уважением к личности ребёнка и научат его очень важному: чувству собственного достоинства и умению жить среди людей, которое неразделимо связано с процессом усвоения и формирования общечеловеческих ценностей. Общечеловеческие ценности в повседневной жизни проявляются через: абсолютную ценность человеческой жизни, уважение жизни во всем ее многообразии, любовь, гордость, ответственность, служение человечеству, чувство благодарности, потребность делиться, чистоту и культуру речи, здоровый образ жизни, искренность, умение прощать, сострадание, заботу и уважительное отношение к старшим, заботу о детях, бережное отношение к природе, уважение всех религий и национальностей, патриотизм, любовь к малой Родине; интерес к родному краю, национальным традициям.
Приоритетные средства и методы нравственного воспитания:
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп:
1.Художественная литература, изобразительное искусство, музыка и другие средства можно объединить в группу художественных средств. Эта группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, так как способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Дети живо, эмоционально и доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации к книгам. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Художественные средства наиболее эффективны при формировании у детей моральных представлений и воспитании чувств.
2.Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения.
3.Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство - деятельность как таковая - необходима прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Особое место в этой группе средств отводится общению, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.
4. Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет и развивается ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. Окружающая обстановка для ребенка становится средством воспитания чувств, представлений, поведения, т.е. она активизирует весь механизм нравственного воспитания и влияет на формирование определенных нравственных качеств. Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств (качество только в начальной стадии формирования, или закреплении, или уже перевоспитании). Как известно, средство становится эффективным в сочетании с адекватными методами и приемами воспитания.
Основой моей педагогической философии являются краткие и ёмкие слова великого педагога А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги». Работая педагогом дошкольного образования, необходимо вкладывать более глубокий смысл в эти слова.
Таким образом, решая проблемы нравственного воспитания детей, мы гарантируем свое светлое будущее. Заложенные мудро, ненавязчиво нравственные принципы детям дошкольного возраста станут фундаментом личности творческой, думающей, созидающей частью достойного человека. Да, каждый ребёнок вправе выбирать краски и кисти в созидании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть всё. Задача педагога: направить ребёнка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны – решать только ему.
Август 2022