Высшая школа делового администрирования
Конференции

ПРОДУКТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Серая Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково УКМО

Совершенствование системы общего образования, введение ФГОС предполагают не только освоение школьниками системы знаний, но и включение их сначала в учебную, затем в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, в самостоятельную познавательную и социальную деятельность. В связи с этим одна из задач школы – помочь учащимся освоить:
●          эффективные средства управления своей учебной деятельностью;
●          стратегии самостоятельного получения, преобразования и интеграции знаний;
●          способы разрешения проблемных ситуаций.
Большой интерес сегодня представляет реализация контекстного подхода, когда учащимся надо решить не отдельные задачи, упражнения по предмету, а дается текст со сформулированными к нему заданиями. Для их выполнения учащимся необходимо прочитать текст, выделить в нем необходимую (для конкретной заданной ситуации) информацию, интерпретировать имеющиеся сведения, самостоятельно обобщить и получить новый информационный продукт – вывод, оценку и т. д., что и требуется в современной жизни от любого человека.
На уроках окружающего мира необходимо не столько усвоить конкретные знания, сколько научить работать с популярными естественнонаучными текстами, рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения. Для выполнения этих задач учителями разрабатываются продуктивные задания
Продуктивные задания – это задания, ход выполнения которых не описан в учебнике, имеются лишь подсказки… В жизни мы часто сталкиваемся со случаями, которые не описаны в учебнике. Продуктивные задания учат самому преобразовывать информацию, связывать реальную жизненную ситуацию с изученными правилам и закономерностями. Полученный на определённом предмете продукт может применяться и за его пределами, превращаясь из предметного умения в универсальное учебное действие.
Система упражнений по формированию универсальных учебных действий в рамках предмета «Окружающий мир»
Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять свойства
1.Упражнение «Узнайте предметы по заданным признакам»
Цель: развитие мышления.
Каждый ученик приносит на урок какой-нибудь предмет, игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три - пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает описание из трех - пяти предложений. Все предметы расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранный предмет.
Можно это упражнение проводить, используя загадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка,

Был цветок - и нет цветка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Кто любит меня,

Тот рад поклониться

А имя дала мне,

Родная землица.

Летом я летаю

Мёд собираю,

Но когда дотронешься,

Тогда я кусаю

Постелю рогожку,

Посею горошку,

Положу калач –

Никому не взять.

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц бел?

А ну-ка, ребята

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб не хватает.

Волосата, зелена,

В листья прячется она

Хоть и много ножек,

А бежать не может.

Яростно река ревёт

И разламывает лёд.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.


2. Упражнение «Найди ошибку»
Цель: развитие логического мышления, умения сопоставлять.
Учитель показывает предмет и даёт его описание, заведомо делая ошибки, обучающиеся должны найти эти ошибки и исправить их.
3.Упражнение «Я знаю, что…»
Цель: развитие логического мышления, умения выделять существенные признаки.
Учитель предлагает детям закончить предложение:
Я знаю, что не все звери – хищники, потому что…
Я знаю, что человек млекопитающее, потому что…
Я знаю, что у птиц есть крылья, потому что…
Я знаю, что стол не относится к предметам живой и неживой природы, потому что…

5.Упражнение «Найди сходства и различия»
Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.
В процессе работы учитель знакомит детей с понятиями "размер", "форма" и предлагает им следующие вопросы:
- Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? (Большой, маленький, круглый, как треугольник, как квадрат и т.д)
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия, например:
Книга – тетрадь
Солнце – луна
Лошадь – корова
Сани - телега
Озеро – река
Дождь - снег
Линейка – треугольник
Автобус – троллейбус
Каждый ученик должен назвать черты сходства и черты различия названных предметов, понятий.
6.Упражнение «Найди сходства и различия»

Цель: развитие умения выделять существенные признаки
Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и береза; яблоня и клен; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолет и чайка; животные и растения.


Упражнения на развитие умения анализировать и синтезировать
1.Упражнение «Полезный – бесполезный»
Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы
Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?»
2.Упражнение «Я такой!»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
На­зывается предмет, например: стол. Задача учащихся - называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.
3.Упражнение «Продолжай - ка»
Цель: развитие умения наблюдать и анализировать
1) Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант.
2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны закончить историю определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.
4.Упражнение «Зачем нам нужен…»
Цель: развитие умение видеть проблемы
Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание - найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.
5.Упражнение «Какой рисунок в свободной клетке?»
Цель: развитие умения устанавливать закономерности, анализировать.

6.Упражнение «А может быть…»
Цель: развитие умений выдвигать гипотезы
Учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь?), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».
7.Упражнение «Что тут не так»
Цель: развитие способности к наблюдению и умению анализировать
Учитель предлагает учащимся посмотреть на картинку в течении минуты и постараться все запомнить. Затем предлагает, измененный вариант и просит сказать, что изменилось.
Упражнения на определение закономерностей
1.Упражнения «По следам идем и ответ найдем»
Цель: развитие логического и аналитического мышления
Учитель организует работу в парах (в малых группах). На карточках написаны этапы, которые необходимо разложить в правильной последовательности. Результаты проверяются, обсуждаются и корректируются.

2.Упражнение «Назови вероятные причины следующих событий»
Цель: развитие логического мышления, установление причинно-следственных связей.

насморк – …

синяк – …

авария – …

ошибка – …

наказание – …

наводнение – …

опоздание – …

драка – …


3.Упражнение «Назови возможные следствия следующих событий»:

засуха –…

праздник – …

сражение – …

молния – …

осень – …

опасность – …

переедание – …

болезнь – …


4.Упражнение «Плохо или хорошо?
Детям предлагается некий объект (ситуация), и они должны объяснить, в чем его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое - хорошо, потому что вкусно, плохо - потому, что может горло заболеть.
Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.
Упражнения на развитие умения обобщать и классифицировать

1.Упражнение «Что куда» Цель: развитие умений классифицировать
2. Упражнение «Все по группам»
Цель: развитие умений классифицировать
Прочитайте предложенные ниже названия животных и их групп.

·                    корова

·                    бабочка

·                    насекомые

·                    комар

·                    животные

·                    собака

·                    млекопитающие


Заполните схему, так чтобы она отражала классификацию животных:

3.Упражнение «Узнай предмет по его части»
Цель: развитие умений обобщать
Учитель предлагает детям назвать предмет по его части

карман – …

крыло – …

плавник – …

ветка – …

рукав – …

ножка – …

окно – …

кабина – …

лепесток – …

циферблат – …

ступень – …

ручка – …


4.Упражнение «Четвёртый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать
Упражнение возможно в двух вариантах: словесном и наглядном. Учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.
В словесном варианте:
1) капуста, картошка, помидор, яблоко;
2) синий, красный, красивый, зеленый;
3) мама, человек, папа, сестра;
4) старый, дряхлый, маленький, ветхий;
5) береза, сосна, клен, осина;
6) ботинок, нога, сапог, туфля;
7) зима, весна, лето, октябрь;

В наглядном варианте:

Задания, которые активизируют мыслительные процессы детей
·           Задания познавательного характера (опишите, установите, сформируйте, перечислите, соотнесите);
·           Задания на понимание (расскажите своими словами, объясните смысл, покажите взаимосвязь, опишите ваши чувства);
·           Задания на сферу применения (примените для решения, объясните цель, продемонстрируйте);
·           Задания аналитического характера (объясните почему, сравните, разложите на составляющие);
·           Задачи синтетического характера (объедините по признаку, создайте, придумайте другой вариант);
·           Задачи оценочного плана (что вы думаете об …, отберите и выберете, определите).
Использование продуктивных заданий при работе с разными видами текстов позволит сформировать у детей способность:
• опираясь на имеющийся опыт, получать новое знание;
• применять умения в нестандартных ситуациях;
• самостоятельно выбирать и сочетать необходимые для разрешения ситуации методы деятельности, находить различные способы решения;
• работать с разными видами информации, соотносить их, оценивать и преобразовывать;
• к критическому мышлению, выбору оптимальных способов действия, рефлексии.
При формировании личностных УУД помните, что главным является не предмет, которому Вы учите, а личность, которую Вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.
Для формирования регулятивных УУД помогите ребенку научиться адекватно оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
При формировании познавательных УУД помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике свои знания.
Для формирования коммуникативных УУД не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Научите ребенка высказывать свои мысли, задавать уточняющие вопросы. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы.
Список литературы:
1. Инновации: компетентностный подход в образовании. Сборник материалов инновационной деятельности школы. Серия: в помощь современной школе. – Пермь: ПСИ, 2010
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2008.
3. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1,2. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго поколения)
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. — М.: Просвещение, 2008.
Август 2022