учитель-логопед
Петрова Татьяна Семеновна
учитель-логопед
МБОУ СОШ № 43, г. Белгород
Для того, чтобы правильно подобрать методики коррекционного воздействия для коррекционного занятия, логопеду приходится проводить первичную дифференциальную диагностику. Цель учителя-логопеда в работе, является выявление и работа над устранением речевых нарушений у детей. В свою очередь, устранение речевых нарушений, способствует социализации и легкой адаптации младших школьников к новым условиям. С учащимися, нуждающимися в логопедической помощи, коррекционные занятия необходимо начать как можно раньше для предупреждения вторичных речевых нарушений, а также предотвратить полностью или частично развитие дисграфии и дислексии. Поэтому в начале учебного года, учителя начальных классов направляют на комиссию как можно больше детей с проблемами в письменной и устной речи. После диагностики, учитель-логопед общеобразовательной школы, зачисляет учащихся на коррекционные занятия.
Трудности в том, что дети приходят к логопеду в свободное время от уроков. Обследование речи учащихся проводится в очень сжатые сроки. Так же необходимо учитывать то, что некоторые дети приезжают в школу издалека и им нужно успеть на нужный автобус.
Учитывая некоторые трудности, мы пришли к выводу, что проведение некоторых видов обследования учащихся 2-4 классов, соблюдая индивидуальный подход к каждому ребёнку, возможно не индивидуально, а в группе. Целесообразными для группового обследования помимо традиционных диктантов, являются: фонематическое восприятие; узнавание букв; грамматический строй; понимание значений слов.
Проводимое обследование строится на общедидактических принципах целесообразности, доступности, наглядности, постепенного усложнения и т.д. Для учащихся с нарушенным звукопроизношением особенно важно, что во многих заданиях исключается активная речь ребёнка. Во время обследования дети работают с интересными буквенными заданиями, что способствует повышению интереса к выполнению трудной работы, проявлению положительных эмоций. Демонстрационный материал может быть предложен и для группы, и индивидуально. Задания предлагаются в течение нескольких занятий.
Примером упражнений, может послужить следующее:
Обследование узнавания букв (предлагается печатный и письменный варианты букв): «Чего не хватает?» (ученикам нужно дорисовывать фигурам недостающие части, чтобы они превратились в буквы); Совмещённые буквы; «Найди буквы, спрятавшиеся на картинке»; «Найди отличия» (сравнивая две буквы, ученики должны отыскать элемент в ряду, отличающийся буквы друг от друга); «Зашумлённые буквы»; «Исправь ошибку» (ученикам нужно зачеркнуть неправильно написанные буквы); Переведение букв из печатного шрифта в рукописный и т. д.
Обследование фонематического восприятия
Здесь необходимо избегать заданий, предполагающих артикулирование, поэтому используются рисование и картинки.
«Нарисуй слово». Предлагаются ряды из 2-3 слов, отличающихся или одним или порядком звуков, для их «зарисовки». Например: сон - сом, кость - гость, и т.д. Если ребенок совершил ошибку, необходимо выяснить степень понимания ребёнком лексического значения заданных слов в индивидуальной беседе.
«Помоги Незнайке». Детям предлагаются картинки и подписи к ним. Дети должны исправить ошибки, если они имеются, и записать слова правильно. Например: зуби (зубы), осы (усы) и т.д.
Обследование понимания значений слов. умения актуализировать слова в определённом контексте
«Подбери подходящий предмет». Предварительно учитель-логопед даёт инструкцию и образец для выполнения задания. Дети дописывают подходящее по смыслу слово. Например: смешной...; грустный... и т. д.
«Редактор». Детям предлагаются словосочетания или предложения с неверно употреблёнными словами. Предлагается исправить ошибки, и записать правильно предложения.
«Подскажи правильное словечко». Ученики работают с антонимами. Даются пары правильные и с ошибками, которые ребенок должен исправить. Например: добрый - плохой, высокий - низкий, и пр.
Обследование грамматического строя речи
«Закончи словосочетания». С помощью этого задания, выявляю умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде и числе. Необходимо помнить, при подборе упражнений о том, чтобы окончания имён прилагательных находились под ударением. Перед предстоящей работой, учитель-логопед даёт ученикам образец выполнения задания, тем самым добиваясь полного понимания детьми.
«Что не так?». Учащимся предлагаются картинки с подписями к ним. Дети должны исправить предложения, заметить замену или отсутствие предлога. Например: Мама дочкой идут домой. Сын бежит маме. Мишку посадили в стул.
Восстановление деформированного предложения из слов, данных в начальной форме. Например, Бабушка, шерстяной, вязать, носки.
По, идти, широкий, мальчики, дорога.
Все упражнения требующие написания, выполняются учениками в индивидуальных тетрадях, которые легко проверить и проанализировать выявленные проблемы и отклонения. Результаты, которые получили в ходе обследования, помогают определить, кого из детей необходимо зачислить на коррекционные занятия. Полученные данные в ходе диагностики заносятся в речевые карты учащихся, посещающих логопедические занятия. Родители этих учащихся получают подробную консультацию и соответствующие направления к специалистам.
Список литературы.
1. Лалаева Р.И., Бенедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И.Лалаева., Л.В. Бенедиктова.– СПб.. 2001. – 24–88 с.
2. Методы обследования речи детей: учебное пособие / под ред.И.Т. Власенко и Г.В.Чиркиной; сост.Т.П. Бессонова. – М., 1992.
3. Основы теории и практики логопедии: учебное пособие / под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1968.
4. Практикум по олигофренопсихологии: учебное пособие / под ред. А.Д.Виноградовой.– Л., 1980.– 68–77 С.
5. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие / под общей ред. Н.А.Заруба; авт-сост.: Л.И. Загляда, Г.А.Спирина, А.Н. Климова, А.В.Толкачёва. – Кемерово., 2007. – 114 с.
6. ФиличеваТ.Б., ЧевелёваН.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии / Т.Б.Филичева., Н.А.Чевелёва., Г.В. Чиркина. – М.,1989. – 223с.
7. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития / И.А.Шаповал.-М., 2005.– 287–290 С.