Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ САДУ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА, РЕБЕНКА И РОДИТЕЛЕЙ

Левашова Наталья Юрьевна
воспитатель
Ковина Наталья Олеговна
воспитатель
МБДОУ ДС № 1, г. Озёрск, Челябинская область

Проблема социализации ребёнка раннего возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей.
Одним из пяти приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения (в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) – является социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи.
Успешность социализации зависит от среды, в которой живет и развивается ребенок (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.), поэтому особую значимость приобретает организация работы с детьми раннего возраста, реализация образовательной программы, развивающей социально-личностную сферу ребенка, создание взаимодействия среди детей, их родителей и педагогов.
Огромное влияние на процесс социализации в раннем возрасте оказывают агенты социализации - лица, с которыми дети непосредственно взаимодействуют. К ним относятся:
-          семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
-          детский сад (в первую очередь воспитатели);
-          общество (сверстники, друзья).
Таким образом, социализации ребенка это – воспроизведение им социально значимых эталонов поведения на всех стадиях социализации воздействие общества на личность осуществляется или непосредственно, или через группу. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации, которым и выступает детский сад.
Особенности взаимодействия педагога, ребенка и родителей в период адаптации
Под адаптацией понимают процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую стадию.
Приход в детский сад – важный этап в жизни детей. С ним связано изменение социальной ситуации развития ребенка: из семьи ребенок попадает в группу сверстников, где его развитие осуществляется под руководством воспитателя.
Адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. В сущности, воспитание в широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения.
Социальный опыт ребенка – это не только его возраст, но и тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.
Семья имеет приоритет как основной источник социализации и обладает огромными возможностями в формировании личности, поэтому так велика ответственность семьи за воспитание.
На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние ряд факторов:
-               социальное положение;
-               материальное положение;
-               род занятий родителей;
-               образование родителей;
-               эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности.
Основная идея воспитания в дошкольном учреждении – оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка выводит на первый план проблему педагогического просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей.
Главный момент в контексте «родители – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.
Успешному решению задач по воспитанию и развитию детей будут способствовать основные направления:
1. Сближение и тесное взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей социальных структур)
2 Выработка единых подходов по оказанию всесторонней квалифицированной помощи ребенку и родителям.
3. Постоянная информированность родителей о достижениях, имеющихся в российской системе воспитания детей
4. Включение родителей в общее образовательное пространство с учетом интересов ребенка, особенностей его развития и состояния здоровья.
Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества
Каждый воспитатель, педагог в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта обязан оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей.
Таким образом, адаптация ребенка к детскому саду – это и процесс, и результат согласования ребенка с окружающим его миром дошкольного образовательного учреждения, приспособление к новой обстановке, к структуре отношений, как с педагогами, так и со сверстниками, установления соответствия поведения принятым в группе детского сада нормам и правилам.
Список используемой литературы
1.         Адаптация ребёнка в детском саду: советы педагогам и родителям [Текст] / сост. А.С. Русаков. – 2-е доп. изд. – Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2016. – 127 с.
2.         Взаимодействие  дошкольного  учреждения  с  социумом:  Пособие  для  практических  работников  дошкольных  образовательных  учреждений  [Текст]  /  Авт.-сост.:  Т.А.  Данилина,  Т.С.  Лагода,  М.Б.  Зуйкова.  –  М.:  Педагогика,  2016.
3.         Выготский,  Л.С.  Педагогическая  психология  [Текст]–  М.:  Педагогика-Пресс,  2015.  –256  с.
4.         Дубинская,  Е.В.  Как  адаптировать  ребенка  к  детскому  саду:  проводим  семинар-практикум  с  родителями  [Текст]  /  Е.В.  Дубинская  //  Справочник  старшего  воспитателя  дошкольного  учреждения.  –  2016.  –  №  8.  –  С.  28  –  32.
5.         Лапина,  И.В.  Адаптация  детей  при  поступлении  в  детский  сад:  программа,  психолого-педагогическое  сопровождение,  комплексные  занятия  [Текст]  /  И.В.  Лапина.  –  Изд.  3-е,  испр.  –  Волгоград:  Учитель,  2016.  –  127  с.
Август 2022