Высшая школа делового администрирования
Конференции

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Богданова Мария Сергеевна
учитель начальных классов
МОУ "Средняя школа № 6", г. Волжск

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”. Это, прежде всего, атмосфера психологического комфорта.
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? (ОТВЕЧАЮТ СЛУШАТЕЛИ)
Создание психологического комфорта в школе является проблемой крайне актуальной. Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.
Как писал поэт Борис Слуцкий
Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит…
Так как я не так давно закончила школу, колледж и ещё учусь, могу из своего опыта добавить, действительно не интересно слушать и слышать учителя, который видит в ученике только отрицательное и постоянно ему это напоминает. Все мы понимаем, что этому ученику не приятно и не комфортно находится в такой атмосфере, но есть ещё ученики, которые за этим всем наблюдают и хоть их это может не касаться, но они тоже находятся в данной атмосфере и испытывают не те чувства и эмоции, которые должны испытывать дети. В такой атмосфере у учеников появляются неврозы, неуверенность, закрытость и напряжённость, что разрушает психологическое здоровье детей.
Дети в школе часто подвергнуты различным переживаниям. Нечаянно уронил цветок, учитель посмотрел со строгостью, пролил воду, да, с одной стороны, это мелочи, но у детей данного возраста, которые учатся в начальной школе, психика ещё формируется, и для многих из них небольшие погрешности могут быть целой трагедией, не говоря об отрицательных отметках, которые могут получить в течении дня, за которые нужно будет объясниться дома.
Конечно, наличие благоприятного психологического климата является результатом взаимодействия многих компонентов, его составляющих, но центральным моментом здесь предстает общение детей со взрослыми, нами учителями и сверстниками.
Общение ученика с учителем может носить:
1.Положительный характер, когда ученик «принимает» личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним.
2.Отрицательный характер, когда ученик «не принимает» личность учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто.
3.Конфликтный характер – у учащихся возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему.
Личность учителя во многом влияет на отношение к учебе. Положительное отношение, доверие к учителю вызывает желание заниматься познавательной, учебной деятельностью, способствует формированию познавательного мотива учения. Отрицательные и конфликтные отношения препятствуют этому.
Каким же образом может быть создана атмосфера психологического комфорта. Можно отметить следующие моменты:
1. Если вы доверяете детям, то и они будут вам доверять
2. Учителю нужно делиться различным опытом из своей жизни, школьной жизни, чтобы ученики не боялись задавать вопросы, когда встречаются с трудностями, ведь трудности в их возрасте - это нормально.
3. Нужно к каждому ученику относиться одинаково, не нужно уделять своё внимание только к одним ученикам, обделяя других.
4. Нужно уметь прислушиваться и чувствовать настроение и атмосферу детского коллектива и стараться держать положительный настрой класса во время учебного процесса.
5. Не нужно отдаляться от детей, даже если есть на то причины личные или внутриколлективные.
6. От детей ничего не скроешь и нужно открыто выражать свои чувства, разбирая различные ситуации
7. Нужно уметь сопереживать и понимать чувства детей
8. Нужно понимать и принимать чувства и позиции учеников, а если в каких-то ситуациях ребёнок не прав, нужно уметь объяснить в чём он заблуждается, а не диктовать свою позицию, как взрослого человека
9. Не нужно акцентировать своё внимание на отрицательных поступках ученика, нужно замечать и восхвалять его удачи
10. Свои мысли ученикам нужно доносить очень корректно, т.к. детскую душу легко ранить, а потом восстановить доверие сложно.
Спасибо за ваше внимание
Август 2022