Высшая школа делового администрирования
Конференции

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОУ

Загрутдинова Светлана Алексеевна
воспитатель
Сорокина Екатерина Григорьевна
воспитатель
МБДОУ ПГО"Детский сад № 34", Свердловская область, г. Полевской

Дошкольное образование, в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляет собой целостный процесс, целью которого является обеспечение всестороннего развития ребенка дошкольного возраста в соответствии возможностями, склонностями, способностями, индивидуальными, психическими и физическими особенностями, потребностями. Также в качестве основополагающей задачи дошкольного образования, законодательно утвержденной, является формирование у ребенка дошкольного возраста нравственных норм, приобретение им социального опыта.
В рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особую значимость приобретает повышенное внимание к особым образовательным потребностям отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Так же Стандарт отражает согласованные социально-культурные, общественно-государственные ожидания относительно качества дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, которые, в свою очередь, являются ориентирами для учредителей образовательных организаций, специалистов системы образования, семей детей с ограниченными возможностями здоровья и широкой общественности.
В рамках работы общеобразовательного дошкольного заведения современные условия обусловили необходимость создания групп комбинированной направленности, которые согласно принципу инклюзии дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, посещают наравне со здоровыми сверстниками. Но следует отметить, что при включении в группу общеобразовательного дошкольного заведения детей с задержкой психического развития или умственной отсталостью необходимо внедрение в штатное расписание тьютора, который сопровождает ребенка в процессе пребывания в детском саду. Образовательный процесс детей с ограничением возможностей интеллектуальной и психической сфер идет по личной траектории, которая не соответствует траектории развития здоровых детей, в виду чего необходима организация индивидуальных занятий с организованным сопровождением специалиста. Вышеизложенное положение обуславливает необходимость подготовки кадров в лице педагогов, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, а также вызывает потребность в регулярном повышении квалификации в виду быстро меняющихся условий в социальной сфере и сфере образования.
Инклюзивное образование признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и эффективное. Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс. Каждый ребенок имеет право получать качественное образование со здоровыми сверстниками. Именно в обычной образовательной сфере дети с особыми образовательными потребностями смогут получить, помимо учебной информации, возможность полной жизни в обществе, т.е. социализироваться. Эти проблемы в современных образовательных учреждениях решает инклюзивное образование. Согласно закону об образовании, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (ст.2 п.27 ФЗ №273 «Об образовании»).
Оно предусматривает совместное обучение (воспитание), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, не имеющих таких ограничений.
Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что это не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и учет психофизических возможностей ребенка. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах.
Целью инклюзивного образования является предоставление равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
Такой вид обучения в дошкольном образовательном учреждении делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогиче-ской и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Организация инклюзивного образования строится на принципах: индивидуального подхода; поддержки самостоятельной активности ребенка (индивидуализации); социального взаимодействия; междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели детского сада. При правильной организации инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение, направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Все участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ограниченными возможностями здоровья, несмотря на имеющиеся у них нарушения.
На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод о целесообразности и необходимости реализации принципа инклюзии на уровне дошкольного образования. Однако необходим контроль, распределение обязанностей и ролей педагогов и родителей в данном процессе, а также детальное методическое, техническое и психологическое сопровождение всех элементов деятельности.
Большое значение имеет «качество» семьи, её воспитательная способность, которая проявляется в осознанном выборе стиля воспитания и учете индивидуальных и возрастных особенностей своего ребенка. Влияние семейного воспитания на формирование внутренней картины здоровья ребенка и становление личности является весьма значимым аспектом. Заключительный блок проблем, рассматриваемых нами, является одним из основополагающих в виду того, что принцип инклюзии возможен и результат его будет успешен в том случае, если взаимодействие и сотрудничество родителей и сотрудников сферы образования ведется в одном направлении. В противном случае - в случае отрицания родителями нарушения здоровья у их детей, получается определенный образовательный диссонанс. Воспитатели и педагоги дошкольного учебного заведения реализуют индивидуальный инклюзивный подход к ребенку, применяют методики и техники, направленные на всестороннее развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а родители отрицают или не принимают факт инвалидности своего чада. В данном случае результат посещение общеобразовательного учебного заведения будет отрицательным, вред нанесен самому ребенку, поскольку коррекция сферы развития и познания требует более раннего вмешательства.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.
Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.
Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства.
Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.
В основных принципах дошкольного образования, прописанных в ФГОС можно выделить некоторые, которые необходимо учитывать в первую очередь при разработке образовательной программы дошкольного учреждения, в котором находятся дети с ОВЗ:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) (п.1.4 ФГОС). В цели стандарта входит обеспечение государством равенства возможностей каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Но инклюзивное образование - более широкий процесс интеграции, подразумевающий одинаковую доступность образования для всех детей и развитие общего образования в плане приспособления к различным нуждам всех детей.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.
Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.
Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание без барьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с инвалидами. Кроме этого, необходимы специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении. Распространение инклюзии на детей с ОВЗ в образовательных учреждениях – это очередной шаг к получению доступного образования. Инклюзивное образование дает право каждому ребенку удовлетворить свою потребность в образовании.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд проблем, таких как:
1. Проблема неприятия детей с ОВЗ;
2. Проблема отрицания идеи инклюзивного образования;
3. Проблема в представлении и осуществлении подходов к обучению детей с ОВЗ;
4. Нежелание большинства родителей обучать своих нормально развивающихся детей совместно с детьми с ОВЗ;
5. Негативное отношение нормально развивающихся детей к детям с ОВЗ;
6. Трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ.
При решении этих проблем дети с ОВЗ покажут более высокий уровень социального взаимодействия со своими нормально развивающимися сверстниками по сравнению с детьми, которые находятся в специальных учреждениях. Говоря об инклюзивном образовании, необходимо отметить, что это не только создание технических условий для обучения детей с ОВЗ, но и учет психофизических возможностей ребенка. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом коллективе.
Основная цель дошкольного образовательного учреждения при реализации инклюзивной практики – обеспечение условий для совместного воспитания и образования детей с разными стартовыми возможностями, поэтому при принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в дошкольном учреждении должны быть учтены следующие условия:
1.         наличие детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), родители которых готовы привести их в этот детский сад;
2.         психологическая готовность руководителя и коллектива к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
3.         наличие необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов);
4.         наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, при необходимости, без барьерной среды;
5.         возможность повышения квалификации педагогов в данном аспекте.
Образовательное учреждение, в котором применяются инклюзивные подходы, должно стать нормой, знаком современного уровня развития образовательной системы. Инклюзивные образовательные учреждения создают идеальные условия для того, чтобы все члены общества не только лучше понимали друг друга, но и приобщались к новой системе ценностей и взглядов для лучшего взаимодействия с окружающими, независимо от того, отличаются они или похожи.
Таким образом, инклюзивное образование в дошкольном общеобразовательном учреждении сталкивается сегодня с серьезными проблемами: отсутствие нормативно-правовой базы, психологическая неготовность педагогических кадров к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие финансирования - это достаточно затратный процесс. Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.
Дети – это будущие члены общества, и если сегодня для них будет обычным общение с детьми с ОВЗ, то в будущем мы будем воспринимать людей с проблемами в развитии, как полноценных членов общества
Август 2022