учитель технологии и ИЗО
МАОУ Мальковская СОШ, с. Мальково
Современная педагогика переживает «всеобщую стандартизацию»: Стандарты предъявляют новые требования к педагогам и учащимся, меняют акценты в системе взаимоотношений «ученик-учитель-общество-государство», вводят новые понятия.
Педагогу важно заметить творческие проявления ребенка, помочь их реализовать, открыть новые горизонты возможностей, заинтересовать, вдохновить. Необходимость развития, в первую очередь, внутренних, психических процессов (восприятия, внимания, памяти, творческого воображения фантазии, логики) подчеркивается многими учеными,
Для развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства я использую различные методические приёмы. В преподавании предмета использую федеральную программу под редакцией Б. Н. Неменского. Данная программа является рекомендованной для средних школ и предлагает использование методов развивающего обучения. Основу её составляет курс “Изобразительное искусство и художественный груд 1-9 классы”.
Формирование творческих способностей для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.
Главным помощником в творчестве является учитель. Очень важно, чтобы ученики верили своему учителю, для этого он всегда должен быть искренним и справедливым, должен любить и уважать учеников., помнить, что в каждом есть свое «зерно», долг учителя – помочь сбросить шелуху и раскрыть «зерно» таланта терпеливо и настойчиво. Труд этот нелегкий и подчас неблагодарный, но необходимый. За то немногое время, что отведено в общеобразовательной школе изобразительному искусству, учащихся научить в должной мере грамоте рисунка, композиции, живописи и скульптуре, невозможно. А вот развитие творческих способностей – это основанная задача учителя изобразительного искусства. Постепенно из урока в урок у ребят пробуждается интерес к искусству, возникают условия для развития художественных способностей, о существовании которых у себя многие дети даже не подозревают. И пусть они не станут художниками, но искусство всегда будет для них источником радости.
Рисование методом тычка.
Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением сверху вниз делаем тычки по альбомному листу. Палочка будет оставлять четкий отпечаток.
Этим методом можно нарисовать падающий снег, цветы украсить готовый рисунок орнаментом и многое другое.
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Монотипия
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.). Эта техника схожа с кляксографией: лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущего пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
Рисование по мятой бумаге.
Сомнем лист, расправим. Покроем краской. Подсказка готова! Проступившие на листе линии помогут увидеть сюжет.
Фотокопия – рисование свечой.
Для основного рисунка используется любой водоотталкивающий материал: свеча, кусок сухого мыла, белый восковый мелок. Невидимые контуры не будут окрашиваться при нанесении поверх них акварельной краски, а будут проявляться, как это происходит при проявлении фотопленки.
Пример рисунка в технике фотокопия «Морозный узор» и другие.
«Набрызги по трафарету»
Для техники набрызгивания в продаже имеются специальные фломастеры, так же, можно использовать краски, разбрызгивая их с помощью щетки, на область ограниченную трафаретом.
Аппликация:
«Обрывная аппликация».
Аппликация выполняется как обычно, только все элементы выполняются без ножниц, пальчиками. При этом развивается мелкая моторика рук.
«Коллаж».
Для этого мы берём иллюстрации с предметами декоративно-прикладного искусства. На уроке ребята сами вырезают необходимые им предметы и при помощи клея создают коллаж на любую тему. Такие коллажи могут в последствии служить прекрасным наглядным материалом.
«Лоскутный коллаж».
Текстильный коллаж строится на переработке техники и тематики лоскутного шитья (пэчворка), отличие в том, что детали не сшиваются, а раскладываются и приклеиваются на основу или фон. Необходимо вырезать из ткани нужные элементы, желательно с подходящими фактурами и цветами и приклеить на картонную основу.
Техники пластилиновой живописи:
«Нанесение пластилина на картон».
Пластилин наносился на картон, используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
В результате, я определила формы применения компьютерных технологий на уроках ИЗО:
Использование медиа - ресурсов как источника информации;
Компьютерная поддержка деятельности учителя на разных этапах урока;
Организация проектной деятельности учащихся.
Медиа ресурсы как источника информации повышает интерес учащихся к творчеству художников, направлениям в искусстве, позволяет использовать на уроке помимо произведений искусств, произведения литературы, музыки. Но использование дисков в полном объеме нецелесообразно, так как часто эти яркие и эффектные энциклопедии не учитывают возрастные особенности детей, правила и законы построения учебно-воспитательного процесса. Поэтому, необходимо учитывать, что использовать видеосюжеты с этих дисков целесообразно лишь фрагментарно, сразу после изложения новой темы для осмысления полученных знаний или в конце урока для их закрепления.
Применение компьютерных технологий может осуществляться не только учителем при подготовке и во время урока, но и учениками в процессе своей работы. Одним из способов - является организация проектной деятельности учащихся, оформленная в виде презентаций, печатных сообщений в форме рефератов, докладов и т.п. Преимущества использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства очевидны:
знакомство с любой темой можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий;
широко использовать показ репродукций картин художников;
демонстрировать графический материал (таблицы, схемы);
«посещать» крупнейшие музеи мира;
прослушивать записи песен;
активизировать учебный процесс.
А также очень хорошо применять методы коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты
Хороши и Интерактивные методы: Метод «Инфо-угадайка», Метод «Мозговой штурм», Метод «Кластер», Метод «Игра чистая доска», Метод «Шапка вопросов», Метод «Живая газета», Метод «Игра кто больше», Метод «Мини проект», Метод «Экспертный лист», «Музейный стенд», «Музей одного произведения»,
Самой большой наградой для учителя, является успех ученика. Анализируя опыт работы, было выявлено, что дети любят заниматься творчеством. Большинство учащихся усваивают полученные знания по изобразительному искусству на «4» и «5». В результате применения данного опыта наблюдается динамика роста не только в качестве знаний учащихся, но и проявление желания участвовать в конкурсах и выставках.