Высшая школа делового администрирования
Конференции

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Керер Анастасия Викторовна
учитель-логопед
ГБОУ школа-интернат "Преодоление" г. о. Самара

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский


Проект направлен на повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка.
Видение проблемы глазами взрослого
Одним из важнейших направлений коррекционной работы со школьниками является исправление нарушений речи, профилактика речевых расстройств, ранняя диагностика, подготовка детей-логопатов к школьному обучению. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организуется преемственность в работе логопеда и родителей. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Если школа и семья закрыты друг для друга, то ребенок оказывается между двух огней, поэтому так необходимо тесное сотрудничество логопеда и родителей. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка. Во-первых, родители являются авторитетом для него, а во-вторых, они ежедневно могут закреплять навыки в непосредственном общении.
В зависимости от восприятия дефекта ребенка выделяются две группы родителей: с адекватной и неадекватной позицией.
При адекватной позиции родители осознают нарушения произношения как дефект, но дефект устранимый, требующий специальной работы, как педагогов, так и самих родителей.
Неадекватная позиция может быть различной: дефект родителями не воспринимается, т. е. родители не считают, что произношение звуков у ребенка страдает. В других случаях родители слышат ошибки речи, но не придают им значения, так как считают, что это «само пройдет», «пойдет в школу научиться» и т. п., либо придерживаются того мнения, что и с дефектом можно прожить без особых проблем.
В ходе логопедической работы необходимо:
●          помочь родителям понять, как важно правильно формировать речь детей,
●          разъяснить и показать им, в чем состоит логопедическая работа,
●          подчеркнуть полезность разумных требований к ребенку, необходимость закрепления, достигнутого на занятиях.
Актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы отечественного дошкольного образования и существующими противоречиями между:
●          ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях школы;
●          необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и отсутствием эффективных технологий взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению.
Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Видение проблемы глазами ребенка
Ваня огорчен, потому что у него сильное желание говорить красиво, громко правильно, четко как его любимый папа. Папа для Вани авторитет. Но как бы он не старался все повторять за папой «непослушные звуки» остаются неизменными, и это очень серьезная трудность, с которой он обратился к маме. И был очень удивлен тому, что мама не знала, как ему помочь. И было принято решение обратиться за помощью к логопеду и совместными усилиями справится с «непослушными звуками»
Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.
Задачи:
●          выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка;
●          заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическим стендом «Уголок логопеда»
●          выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
Состав участников проекта:
●          учитель-логопед,
●          дети младшего школьного возраста,
●          родители,
●          воспитатели,
●          музыкальный руководитель.
Срок: 1 год.
Вид: информационный, групповой, долгосрочный.
Необходимые условия реализации проекта:
●          интерес детей и родителей,
●          методическое обеспечение проекта,
●          интеграция педагогов.
Возможные риски:
●          трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ.
Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенные система поэтапного включения родителей в коррекционно-логопедический процесс, методические пособия для домашнего использования родителями, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, могут быть реализованы педагогами, логопедами и заинтересованными родителями.
Ожидаемые результаты:
1.         Родители активно включены в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, фиксируют свои достижения в «Дневнике успеха» (80-90%).
2.         Родители самостоятельно используют материалы с информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (95%).
3.         Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка (60-70%).
Эффективность данных результатов

Для детей

Для родителей

Для педагогов

Для школы

положительная динамика речевого развития;

успешная социальная адаптация в школе и семье;

индивидуальный подход к каждому ребенку.

положительная оценка деятельности;

готовность и желание помогать школе;

использование знаний по развитию речи детей в домашних условиях и, особенно, в летнее время.

положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;

заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;

удовлетворенность собственной деятельностью;

качественно организованная система повышения квалификации;

учет положительной динамики в развитии детей по развитию речи при аттестации педагогов

благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

повышенный статус школы


Распределение деятельности по этапам проекта:
1 этап — подготовительный (информационно-аналитический).
Задачи:
●          Обсуждение основополагающего вопроса и формулировка проблемных вопросов.
●          Создание рабочих групп по интересам.
●          Подбор упражнений для развития мелкой моторики.
●          Подбор упражнений для выработки правильной воздушной струи.
●          Легкие упражнения для языка и губ — выполнение в игре.
Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
2 этап — основной (практический).
Задачи:
●          разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития учеников.
Полученные во время занятий с логопедом знания, речевые умения детей закрепляются в игровой форме в повседневной жизни.
Средства и методы проекта:
●          проведение семинара-практикума, мастер классов, консультаций, дня открытых дверей, домашней игротеки, проведение праздника красивой и выразительной речи.
●          проведение индивидуальных консультаций (по необходимости);
●          создание информационно-методического стенда «Уголок логопеда» (ежемесячно, теоретический материал);
●          сбор и изучение информации (поиск информации в Интернет, и других источниках).
●          подготовка отчета о работе и оформление результатов работы в виде (презентации, публикации и т.п.)
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.
3 этап — заключительный (контрольно-диагностический).
Задачи:
●          Проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей.
●          Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми.
●          Транслировать опыт работы по данной теме для учителей-логопедов, педагогов района и области.
Перспективный план реализации проекта

N

п/п

Срок

Формы и

методы работы

Содержание работы

Результат

Ответственный

1. Подготовительный этап

до 15 сентября

1. Анкетирование родителей

Изучение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития

Подбор материалов по темам «Дыхательная гимнастика», «Артикуляционные упражнения», «Мелкая моторика» и др.

Установление единых требований родителей и учителя-логопеда к ребенку, посещающего логопункт.

Анкета для родителей

Учитель-логопед

2 этап

Октябрь

Семинар-практикум «Традиционные и нетрадиционные упражнения для развития мышц речевого аппарата».


Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики

Протокол проведения мастер -класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Ноябрь

Семинар-практикум

«Пальчиками играем речь развиваем

Сообщение о взаимосвязи развития речи и мелкой моторики рук, рекомендации по проведению пальчиковой гимнастики

Протокол проведения семинара-практикума, отзывы родителей

Учитель-логопед

Декабрь

Консультация

«Речевое дыхание основа правильной речи»

Тематическая консультация с практической частью.

Протокол проведения консультации, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Январь

«День открытых дверей»

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются.

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед, воспитатели

Февраль

Мастер-класс

«Научитесь слышать звуки»

Обучение комплексу упражнений для развития фонематического слуха у детей

Протокол проведения мастер класса, отзывы родителей.

Учитель-логопед

Май

Праздник красивой и правильной речи

Демонстрация речевых умений и навыков, приобретенных на занятиях

Протокол проведения праздника, отзывы родителей

Учитель-логопед

Муз. рук-ль

Ежемесячно

«Домашняя игротека»

Знакомит родителей с простыми, но очень интересными, а главное полезными играми для детей.

Картотека игр и упражнений

Учитель-логопед

Еженедельно

Индивидуальные консультации

Оказание помощи родителям по интересующим их вопросам

Журнал регистрации консультаций для родителей

Учитель-логопед

Ежемесячно

Оформление информационно-методического стенда «Уголок логопеда»

Теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей об особенностях развития речи детей


Учитель-логопед

3. Заключительный этап

Май

Мониторинг

(анкетирование)

работы логопеда с родителями

Выявление уровня родительской компетентности в вопросах речевого развития детей

Анкета для родителей


 

Май

Мониторинг детей

Выявление уровня речевого развития детей

Логопедическая диагностика

 

 

Апрель

Участие в РМО

Презентация проекта

 

 


Вывод:
В ходе работы по проекту мы пришли к выводу, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.
Но эта деятельность должна носить коррекционную направленность, то есть, решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения.
Список литературы:
●          Хватцев М.С. Логопедия. «Работа с дошкольниками» М. 1996.
●          Бабина Е.С. «Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе». Логопед 2005 N 5.
●          Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
●          Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. «Логопедия». Екатеринбург, 1998.
●          Миронова С.А. «Разитиве речи дошкольников на логопедических занятиях». М. 2007.
●          Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». М. Воронеж, 1997.

Сентябрь 2022