воспитатель
МБДОУ "Детский сад № 52 комбинированного вида",
Ленинградская область, г. Гатчина
Любую задачу по развитию речи можно решать с помощью умных пчелок, начиная от артикуляционной гимнастики и заканчивая составлением творческих рассказов, сказок. Работа с мини роботами будет способствовать решению многих задач: повышение мотивации и индивидуализации обучения детей, развитие их творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона, развитие психических процессов, необходимых для интеллектуальной и речевой деятельности, моторики рук.
Коррекционно - развивающие занятия с использованием робота станут намного ярче и динамичнее, как для детей, так и для педагогов. Благодаря внедрению в деятельность данного оборудования дети будут активно работать на занятии, у них повысится концентрация внимания, улучшится понимание и запоминание материала. Обучение станет более привлекательным и захватывающим.
Мы придумали дидактическую обучающую игру по развитию речи с использованием умных пчелок. Играть в нее можно, как на занятии, так и при закреплении пройденного материала.
Игра представляет собой игровое поле. Дети должны с помощью кубика и пчелки перемещаться по полю выполняя речевые задания. В игре отражаются задания по лексической теме недели и звук над, которым работают в течении недели.
Например, тема недели: «Лес –наше богатство», проходим букву Е
Задания не неделю:
1 Развитие артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
2 Пальчиковая гимнастика «Будем листья собирать»
1,2,3,4,5 будем
Листья собирать:
Листья березы,
Загибают пальцы, начиная с большого.
Листья рябины,
Листья клена,
Хвоинки ели,
Листья дуба мы соберем,
Букет милой мамочке мы отнесем. Шагают по столу средним и большим пальцем.
Игры грамматика
3 Веселый счет «1-3-5»
Задача: упражнять в согласовании существительных с числительными.
Сосчитай деревья, называя их. Одна березка. Три липы. 5 дубов. Один каштановый листик…
2. Словообразование «Чей лист?»
Задача: упражнять в умении образовывать названия листьев от прозвучавших слов. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Лист осины – осиновый, березы – …, дуба – …, рябины –…, тополя – …, каштана - …,
Ветка ели – еловая, ветка сосны – …, ветка кедра - … и т.д.
Лексика
4«Четвертый лишний»
Задача: развивать мышление, внимание.
Липа, рябина, ель, береза.
Каштан, тополь, липа, жимолость.
Сосна, груша, яблоня, вишня.
Кедр, лиственница, рябина, сосна.
5 «Закончи предложение
Задача: упражнять в правильном подборе слов.
Летом многие деревья засохли, потому что…
В лесу было много поваленных деревьев, потому что…
Дерево загорелось, потому что…
В засушливое лето не было пожаров, потому что…
С деревьев стали опадать листья, потому что…
На деревьях появились почки, потому что…
Деревья стали голые потому, что…
В еловом лесу темно, и гулять трудно, потому что…
Посаженное маленькое деревце так и не выросло, потому что…
Леса считают «легкими нашей планеты», потому что…
Каждый прохожий останавливается у куста сирени, потому что…
Обрывать плоды шиповника и облепихи мама пошла в перчатках, потому что…
7. «Назови слово ласково»
Задача: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательной формы.
Ствол, ветка, почка, лесник, береза, липа, рябина.
8. «Что умеют?»
Задача: упражнять в умении согласовывать существительные и глаголы в В.п. Пополнять словарный запас по лексической теме.
Семена – расти, деревья –цвести, плоды – зреть, листья – распускаться, зеленеть, шуметь, шелестеть, желтеть, сохнуть, опадать, сохнуть, лететь, осыпаться, ложиться, ветки - качаться, гнуться.
9. «Где листок?»
Задача: учить ориентироваться в пространстве, закреплять употребление предлогов.
Справа, слева, вверху, внизу, на, под, около и т.д.
10. «Назови похожие слова»
Задача: упражнять в умении называть родственные слова.
Лист (листок, листочек, лиственный, листья, листопад).
Дерево (деревце, деревья, деревянный).
Куст (кустик, кусты, кустистый, кустарник).
Ветка (веточка, ветки, ветвистый).
Береза (березка, березонька, березовый, подберезовик).
Дуб (дубок, дубочек, дубовый, дубрава, дубы).
Ель (елка, елочка, ельник, еловый).
«Есть – нет» (образование родительного падежа существительных)
пень – нет пня
дерево — …
иголка — …
корень — …
сосна — …
клен — …
лист — …
хвоя -…
12. «О каком дереве говорю?»
Задача: учить по некоторым признакам отгадывать дерево.
Белоствольная …береза.
Красные ягоды у … рябины.
Длинные, тонкие, свисающие ветки у… ивы.
Колючие хвоинки у …елки.
Резные листья у… клена.
Сердцевидные листья у… липы.
Зубчатые листья у… березы.
Волнистые листья у… дуба.
13. «Назови лес, в который ты попал»
Задача: упражнять в умении определять и называть лес по признаку произрастания в нем деревьев.
Лес, в котором растут одни березы – березовая роща.
Лес, в котором растут одни дубы – дубрава.
Лес, в котором растут одни осины – осиновая роща.
Лес, в котором растут одни ели - ельник
Лес, в котором растут одни сосны бор.
Лес, в котором растут разные деревья – смешанный лес
14. «Укрась слово»
Задача: упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным.
Береза (какая?): стройная, тонкая, белоствольная, светолюбивая, кудрявая.
Дуб: могучий, крепкий, нарядный, дремучий, ветвистый, большой.
Рябина: стройная, тонкая, изящная, зеленая, цветущая.
Ель: высокая, пушистая, колючая, морозоустойчивая, неприхотливая, хвойная. Голубая, зеленая.
15. «Объясни поговорки»
Нет рябины - и осень не осень!
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро плоды собирают.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
14. «Укрась слово»
Задача: упражнять в умении согласовывать прилагательное с существительным.
Береза (какая?): стройная, тонкая, белоствольная, светолюбивая, кудрявая.
Дуб: могучий, крепкий, нарядный, дремучий, ветвистый, большой.
Рябина: стройная, тонкая, изящная, зеленая, цветущая.
Ель: высокая, пушистая, колючая, морозоустойчивая, неприхотливая, хвойная. Голубая, зеленая.
15. «Объясни поговорки»
Нет рябины - и осень не осень!
Дерево ценят по плодам, а человека по делам.
Дерево скоро сажают, да не скоро плоды собирают.
Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
Загадки:
Летом вырастают, зимой опадают.
(Листья)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке
В белом сарафане.
(Береза)
Стоит летом золотая,
Сладким медом налитая.
(Липа)
Темной он покрыт корой,
Лист красивый, вырезной.
А на кончике ветвей,
Много-много желудей.
(Дуб)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вылез.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)
Если дунет ветерок,
Задрожит ее листок.
Ветерок совсем не сильный,
Но дрожит листок … (осины)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила.
А о чем грустит,
Никому не говорит.
(Ива)
На этом дереве
Летом снег.
Вызывает это смех.
Снег по городу летает,
Почему же он не тает?
(Тополь, пух)
Осенью, как только свистнет
Зыбкий ветер-дождевик,
У него же сразу листья
Покраснеют в тот же миг.
(Клен)
Листья, как твоя ладонь,
Пальцы растопырены.
Белых свечек по весне
Видимо-невидимо.
(Каштан)
Что же это за девица?
Не швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
(Ель, сосна)
Живет больше ста лет,
Но не дуб.
(Кедр)
3Звукобуквенный анализ слов: лес, ели, кедр животные: ежи,
46. «Раздели на слоги»
Задача: упражнять в умении определять количество слогов в слове.
О – си - на, бе-ре-за, ель, ря – би – на и др.
Связная речь
«До скороговорки мы дойдем и её произнесем».
«Составь рассказ по серии картинок»
Игра «Что сначала, что потом»
Цель: развитие у детей связной речи, логического мышления, формирование пространственного ориентира
Ход игры
Дети с помощью пчелки собирают последовательно картинки, начиная с самой первой, и заканчивая самой последней. После чего дети составляют рассказ.
Творческое рассказывание
Переписывание сказок
Переписывание или дописывание авторских и народных сказок имеет смысл тогда, когда ребенку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т. д. Это важный диагностический материал. Переписывая сказку, дописывая свой конец или вставляя необходимые ему персонажи, ребенок сам выбирает наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот и находит тот вариант разрешения ситуаций, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения - в этом заключается психокоррекционный смысл переписывания сказки.
2. Коллаж из сказок
Придумать сюжет новой сказки, в которой Баба - Яга встретила в лесу Колобка, и они вместе отправились в гости к лисе в лубяную избушку. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно не забыть о главных, первоначальных героях - и получится «Коллаж из сказок».
Буратино, Красную Шапочку и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасения…
. «А что потом?»
Этот метод полезен и интересен тем, что:
- мы можем, изменяя конец сказки, направить внимание ребенка в нужное педагогическое русло;
- развивать воображение ребенка;
Давайте поразмышляем: репку вытащили, а как ее делили – кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого; а коза и семеро козлят, построили себе неприступную крепость.