Высшая школа делового администрирования
Конференции

ВЛИЯНИЕ КИНЕТИЧЕСКОГО ПЕСКА НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКА

Фролова Наталия Викторовна
воспитатель
сп д/с № 5 "Зернышко" ГБОУ ООШ № 12 г. о.Чапаевск

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!».

К. Д. Ушинский


Кинетический песок – новый и необычный материал для творческих игр, образовательного процесса, который может использоваться в развитии мелкой моторики детей и их речи. В. А. Сухомлинский писал о том, что «истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее…».
Для развития творческих способностей у дошкольников успешно можно применять кинетический песок-новейший материал для творчества и игр.. Кинетический песок – даёт другие тактильные ощущения, нежели обычный песок или пластилин. Он состоит из мельчайших песчинок, работа с которыми активизирует чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладонях, что положительно сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Кинетический песок благоприятно влияет на развитие любознательности, сенсорного восприятия, развивает мелкую моторику рук, речь, а также расширяет знания детей об окружающем мире.
Игра, является основным видом деятельности ребёнка. Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Дети с большим восторгом воспринимают новый материал. Играть с таким песком можно в любое время года и при любых погодных условиях.
Малышам очень интересно играть с песком: делать всевозможные отпечатки, раскатывать его, вырезать различные фигуры. Именно в младшем возрасте идет интенсивное развитие речи детей. Поэтому включать в образовательную деятельность упражнения с песком в качестве дополнительного методического приема нужно. Все игры могут применяться как в индивидуальной, так и в групповой работе с детьми.
Такая работа положительно влияет на развитие детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи. Дети начинают лучше разговаривать и проявлять элементы связной речи. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
С помощью кинетического песка, можно создать условия, необходимые для речевого развития с помощью простых приемов и обычных материалов
Преимущества кинетического песка: нетоксичен, не вызывает аллергии, безопасен для детей
просыпанный на пол песок не разлетается на отдельные частицы, а сохраняется в виде компактной массы, которую легко собрать и использовать повторно;
практически невозможно засорить глаза;
не оставляет следов на руках и одежде, не требуется специальной песочницы, условий хранения.
Игры с песком можно включать в разные виды детской деятельности, и режимные моменты:
-рисование на песке разными предметами (игровое упражнение «Узоры на песке»);
-работа с помощью рук (игры «Отпечатки», «Необыкновенные следы»);
-поиск предметов, спрятанных в песке (игра «Прятки»);
-создание на песке композиций (игры «Дом», «Морской мир», «Волшебники», «Строим вместе»);
-придумывание историй, сказок (игра «Настроение», «Новая сказка»)
В сюжетно-ролевой игре песок занимает важное место из него можно построить атрибуты, а фигурки животных будут вспомогательным материалом (можно построить ферму и заселить ее животными, можно посадить огород,) все зависит от фантазии ребенка, сюжет ребенок может придумать сам и обыграть его.
Занятия с кинетическим песком помогают детям развить речь и улучшить языковые навыки. Можно предложить построить из песка волшебную страну и рассказать о ее жителях, спрятать или найти клад с сокровищами и рассказать, где он спрятан и многое другое. Ребенок простым способом может построить целый мир, ощущая себя творцом.
Игр и упражнений можно придумать много, кинетический песок порождает фантазию и творчество. Использование кинетического песка в работе дает положительные результаты, процесс познания становится приятным, радостным.
Список литературы
1.         Алексеева М.М. Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
2.         Андреенко Т.А. Использование кинетического песка в работе с дошкольниками. ФГОС: Детство-Пресс, 2017.

Сентябрь 2022