преподаватель
ГБПОУ ЯНАО "Ямальский многопрофильный колледж", г. Салехард
Пояснительная записка
Специальность ФГОС СПО ТОП-50
09.02.06. Сетевое и системное администрирование.
Наименование учебной дисциплины
ОП.08. Основы проектирования баз данных
Группа/отделение
20СИС/отделение технического профиля
Время:
90 минут
Тема:
Создание баз данных с помощью конструктора
Тип урока:
комбинированный
Цели урока:
а) образовательная: Обобщить знания студентов о представлении и проектировании баз данных.
· Дать представление о режиме конструктора.
· Научить определять нужный тип в базе данных
· Учить создавать базы данных с помощью конструктора.
б) развивающая: развитие познавательного интереса, речи и внимания студентов, формирование информационной компетентности.
в) воспитательная: воспитание положительного интереса к изучаемому материалу, активного отношения к труду, сознательной дисциплины, культуры речи.
Планируемые результаты
Сформировать:
ОК 1. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам
ОК 2. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности
ОК 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие
ОК 9. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности
ПК 1.2. Осуществлять выбор технологии, инструментальных средств и средств вычислительной техники при организации процесса разработки и исследования объектов профессиональной деятельности.
ПК 1.5. Выполнять требования нормативно-технической документации, иметь опыт оформления проектной документации
Методы обучения
рассказ, фронтальная беседа, практическая работа, самостоятельная работа
Средства обучения
мультимедийный проектор, раздаточно –дидактический материал, системы управления базами данных ACCESS
Технология:
личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная, проектная
План урока
I.Организационный момент
II.Актуализация знаний
III.Изложение нового материала.
IV.Выполнение практического задания.
V.Итоги урока.
VI.Домашнее задание.
Источники информации
1. Кузин А.В. Базы данных: Учеб. пособие для студ. Сред. Учеб. заведений/ А.В.Кузин, С.В.Левонисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 320 с.
2. Кругликов Г.И. Методика профессионального обучения с практикумом: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений/ Г.И.Кругликов. -2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 288 с.
3. Першиков В.И., Савинов В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1995.
4. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. – М: Лаборатория базовых знаний, 2000.
ХОД занятия
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
А) Индивидуальный опрос (двое учащихся готовят ответ у доски по карточкам).
Карточка № 1. БД «Успеваемость»
ФИО
Русск.
Алг.
Хим.
Физ.
Инф.
Иванов
4
4
4
3
3
Петров
3
4
4
4
4
Сидоров
4
5
3
6
4
Карточка № 2. БД «Библиотека»
№
Автор
Название
Год
Полка
1
Л. Толстой
«Война и мир»
1971
7
2
А. Пушкин
«Е. Онегин»
1955
2
3
М. Лермонтов
«Узник»
1960
4
Б) Фронтальная беседа на актуализацию опорных знаний (во время подготовки вызванных к ответу учащихся)
1. Определение баз данных (БД). (база данных – это совокупность структурированных данных в любой предметной области, привести пример).
2. Типы баз данных. (иерархическая, сетевая, распределенная, реляционная).
3. Свойства основной (реляционной) базы данных.
4. СУБД (программное обеспечение с помощью которого создаются базы данных, например MS Access).
В) Вопросы к студентам, вызванным к доске.
1. Информация о какой системе содержится в таблице
(1 студент – Об определенном классе школы).
(2 студент – Об определённой библиотеке.)
2. Информация о каком объекте содержится в каждой записи этой таблицы?
(1 студент – О конкретном ученике)
(2 студент – О конкретном авторе).
3. Что обозначают значения полей записи?
(1 студент - Оценки, полученные данным учеником по школьным предметам).
(2 студент – Название произведения которое написал автор, год издания и номер полки).
III. Изложение нового материала.
На экране демонстрируется проект базы данных
СТРАНЫ МИРА
Страна – символьный
Столица – символьный
Площадь – числовой
Население числовой
Посещал – логический
На этом экране вы видите базу данных, каждой записи этой базы данных принадлежит свой тип (показывает на первую запись – СТРАНА, ей принадлежит символьный тип, а записи ПЛОЩАДЬ – числовой. Очень важно поставить правильный тип записи, так как это отразится на дальнейшем создании всей базы данных.
Чтобы создать свою базу данных Access и правильно поставить тип такие базы данных создаются с помощью дополнительного оператора, который называется КОНСТРУКТОР.
На сегодняшнем уроке мы рассмотрим базы данных, которые создаются с помощью конструктора.
Давайте запишем тему урока (тема записана на доске).
Запишем план, по которому мы рассмотрим данную тему:
1. Величина.
2. Свойства величины.
3. Типы, которые применяются в создании базы данных.
1. Величина – это отдельный информационный объект, имеющий собственное имя и занимающий место в памяти компьютера. С этой точки зрения поля являются величинами. Каждое поле в таблице имеет имя, для каждого поля определен тип.
2. Понятие типа величины связано с тремя ее свойствами:
- множеством значений, которые может принимать величина;
- множеством операций, которые можно выполнять с этой величиной;
- формой внутреннего представления в памяти ЭВМ.
3. В большинстве случаев в базах данных используются 4 основных типа: символьный, числовой, дата и логический. Поле символьного типа может хранить значение любой последовательности символов; числовые поля могут содержать целые или дробные десятичные числа; дата – день/месяц/год; логические поля – значения логических величин (да -нет, истина – ложь, true-false.
Давайте запишем одно правило, которого нужно придерживаться при выборе символьного или числового типа: Если поле обозначает порядковый номер или цифровой код, то ему нужно назначить символьный тип.
Если же поле обозначает количество чего-то или какую – то размерную величину, то это поле должно иметь числовой тип.
Например, полями символьного типа должны быть: инвентарный номер книги в библиотеке, номер дома, номер телефона.
Числовой тип имеют, например, такие поля: возраст человека, вес объекта, расстояние, количество учеников в классе.
VI. Выполнение практического задания. (Приложение 1). Каждому студенту выдается инструкционная карта.
Ранее выполнившим предлагается дополнительное задание (***)
V. Итоги урока.
Оценить работу группы, назвать студентов, отличившихся на уроке.
VI. Домашнее задание.
Выучить определение величины, свойства величины, типы, которые применяются в создании базы данных, составить структуру базы данных из 7 полей и 5 записей (ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА)
Приложение 1
Практическая работа
Создание базы данных Access с помощью конструктора.
Задание:
1. Создать новую базу данных.
2. Создать таблицу базы данных.
3. Определить поля создаваемой таблицы в соответствии с таблицей.
4. Сохранить созданную таблицу.
5. Заполнить созданную таблицу данными в соответствии с таблицей.
6. Просмотреть, как будет выглядеть созданная таблица на листе бумаги.
Цель:
Таблица данных СТУДЕНТЫ
Имя поля
Тип данных
Размер, формат, свойства поля
Код студента
Счетчик
Фамилия
Текстовый
15
Имя
Текстовый
15
Отчество
Текстовый
15
Дата рождения
Дата/время
Краткий
Знак зодиака
Текстовый
9
Любимый предмет
Текстовый
11
Телефон
Текстовый
9
Информация для заполнения базы данных СТУДЕНТЫ
Код студента
Фамилия
Имя
Отчество
Дата рождения
Знак зодиака
Любимый предмет
Телефон
1
Ивушкин
Владимир
Семенович
04.12.96
Козерог
Информатика
12-45-67
2
Морозов
Петр
Павлович
24.11.97
Скорпион
Экономика
23-14-11
3
Громов
Евгений
Иванович
21.11.96
Скорпион
Математика
24-16-16
4
Андреева
Светлана
Ивановна
10.01.98
Козерог
Математика
32-29-00
5
Пак
Ольга
Федоровна
01.06.98
Рак
Экономика
34-29-10
6
Бухтеева
Елена 0
Петровна
12.03.98
Рыбы
Информатика
25-40-01
7
Морозов
Алексей
Николаевич
22.12.98
Козерог
Физика
15-16-01
ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ
1. Для создания новой базы данных следует:
& - Загрузить Access и в появившемся окне выбрать пункт Новая база данных;
& - в окне Файл новой базы данных задать имя базы (пункт Имя файла) и выбрать папку (пункт Папка), где эта база данных будет находиться. По умолчанию Access предлагает имя базы db1, а тип файла – Базы данных Access. Задать имя СТУДЕНТЫ, а тип файла оставить прежним (другие типы файлов используются в специальных случаях);
& - щелкнуть мышью по кнопке [Создать].
2. Для создания таблицы базы данных необходимо:
& - в окне базы данных выбрать вкладку Таблицы, а затем щелкнуть мышью по кнопке [Создать];
& - в окне Новая таблица выбрать пункт Конструктор и щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
& В результате проделанных операций откроется окно таблицы в режиме конструктора, в котором следует определить поля таблицы.
3. Для определения полей создаваемой таблицы следует:
& - ввести в строку столбца Имя поля имя первого поля Код преподавателя;
& - в строке столбца Тип данных щелкнуть мышью по кнопке списка и выбрать тип данных Счетчик. Поля вкладки Общие оставить такими как предлагает Access.
Заполнение строки столбца Описание необязательно и обычно используется для внесения дополнительных сведений о поле.
1. Для сохранения таблица необходимо:
& - выбрать пункт меню Файл, Сохранить;
& - в диалоговом окне Сохранение ввести имя таблицы
СТУДЕНТЫ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [ОК].
2. Вести данные в созданную таблицу в соответствии с таблицей.
3. Для просмотра созданной таблицы следует:
& - щелкнуть по кнопке или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
& - закрыть окно просмотра.
4. Для создания формы СОСТАВ СТУДЕНТОВ необходимо:
& - открыть вкладку Формы в окне базы данных;
& - щелкнуть по кнопке [Создать];
& - в появившемся окне выбрать (подвести курсор мыши и щелкнуть левой ее кнопкой) пункт Мастер форм (или создание формы с помощью мастера);
& - щелкнуть по значку списка Таблицы и запросы в левой части окна и выбрать в списке таблицу СТУДЕНТЫ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [ОК];
& - в появившемся окне выбрать поля, которые будут присутствовать в форме. Так как в данном примере присутствовать будут все поля, щелкнуть мышью по кнопке ;
& - щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
& - так как в появившемся окне уже выбран вид Форма в один столбец, щелкнуть мышью снова по кнопке [Далее];
& - в появившемся окне выбрать стиль оформления. После выбора стиля щелкнуть мышью по кнопке [Далее];
& - в появившемся окне задать имя формы, набрав на клавиатуре параметр СОСТАВ СТУДЕНТОВ. Остальные параметры в окне оставить без изменений;
& - щелкнуть мышью по кнопке [Готово].
5. Для просмотра созданной формы следует:
& - щелкнуть мышью по кнопке или выполнить команду Файл, Предварительный просмотр;
& - закрыть окно просмотра. [1]
6. Показать результат преподавателю.
***ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ задание: Создать базу данных с помощью конструктора из 8 полей и 8 записей (тематика любая), используя все типы данных.