Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДУХОВНЫЕ ОСНОВЫ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

Краюшкина Юлия Анатольевна
педагог дополнительного образования
МОУ "СОШ с. Ворсино им. К.И.Фролова"

В школьную программу включен курс «Основы православной культуры», который имеет комплексный характер, знакомит учащихся с основами православного мировоззрения, строится на нравственных ценностях и духовных традициях русского народа. Интерес к этой теме возник не случайно, потому что очевидно возросло внимание к духовной стороне человеческого бытия и православной культуре в России. И, как следствие, одной из актуальнейших проблем стало духовно-нравственное воспитание в общеобразовательных учебных заведениях. Оно направлено на то, чтобы сориентировать учащихся в современном течении жизни общества, но при этом не терять связи с культурными традициями прошлого. Сущность духовно-нравственного воспитания состоит в формировании у детей духовных ценностей и развитие бережного и уважительного отношения к людям, Родине, природе, к своему и другим народам, имеющим свою культуру, традиции, обычаи.
Чтобы процесс духовно-нравственного воспитания был более эффективным, детей нужно ознакомить с духовной историей человечества, а для этого учащиеся обязательно должны понять истоки этой культуры.
Изучение православной культуры должно быть очень осторожным, ненавязчивым, не фальшивым, честным. Оно должно быть связано с образно-эмоциональным восприятием, умением слышать и понимать тексты, умением видеть изображение, создавать зрительный образ своими руками.
Полноценное всестороннее развитие детей – речь, мышление, рассуждение, мелкая моторика рук – является особенно актуальным в сегодняшней жизни. Хорошая речь помогает ребенку высказывать свои мысли, задавать интересующие его вопросы, рассуждать на новые темы, налаживать взаимоотношения со сверстниками. Многие ученые считают, что развитие речи обусловлено ведущей ролью руки в процессе овладения трудовыми навыками.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». «Рука – это инструмент всех инструментов», заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.
Важную роль в развитии мелкой моторики играет рукоделие, изготовление различных поделок, рисование, лепка, мозаика. Дети с радостью вовлекаются в процесс изготовления работы, получают возможность созерцать и чувствовать неповторимость рукотворных вещей. А если работы являются образами-иллюстрациями историй, это вдвойне вызывает восхищение и удивление своей творческой деятельностью. Так возникла идея совместить знакомство с Библией и творческую деятельность детей.
Цель занятий состоит в том, чтобы вооружить педагогов инструментом для оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания, с одной стороны, и повышения интереса детей к Библейской истории, с другой стороны, через вовлечение их в разнообразную творческую и игровую деятельность. Это создание условий для осуществления перспектив развития ребенка как объекта и субъекта воспитания. Специфической характеристикой педагогической деятельности в этой работе является ее продуктивность: выбрана стратегия превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Стиль деятельности определяется спецификой самой деятельности: стиль увлеченности совместной творческой деятельностью с учащимися.
Подобное знакомство детей с Библией поможет педагогу сделать этот процесс более увлекательным и запоминающимся для детей, а значит, результатом будет не только запоминание отдельных Библейских сюжетов, но и неподдельный интерес к православной культуре, бережное отношение к окружающему миру, сотворенному Великим Творцом.
Изучение Библии – неотъемлемая часть жизни всякого православного человека. И, пожалуй, самое важное в Священном Предании – невыразимый словами личный духовный опыт, переходящий из поколения в поколение. И потому одна из задач учителя – осуществление передачи этого духовного опыта детям. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Кор. 9:6). Всякая встреча с Библией – это доброе семя, брошенное в юную душу. А значит, эти семена мы обязаны стараться засевать добросовестно. Поэтому, будет ли опыт ребенка (в том числе и религиозный опыт) приятным или неприятным, это гораздо важнее, чем подробности того, чему учит учитель.
Маленький человек, пусть неосознанно, впитывает любую информацию о мире, а основным источником этой информации становится сначала мама, а потом – первый учитель. Итак, когда же необходимо начинать изучать с ребёнком священные тексты? Данная проблема не представляет сложности по причине того, что никаких возрастных рамок просто-напросто нет! Надо только определиться с соотношением возрастных рамок и методикой изучения. Для детского возраста предпочтительнее всего знакомство со Священным Писанием в виде истории, адаптированной для детского возраста.
Большое значение при знакомстве с Библией имеют используемые иллюстрации. Это связано с тем, что отражённые библейские образы останутся с ребенком вместе на всю жизнь. Известный педагог XIX века
К. Д. Ушинский отмечал необходимость дополнения повествования картинками: “Кто не замечал за собою, что в памяти нашей сохраняются с особенной прочностью те образы, которые мы восприняли сами посредством созерцания и что к такой врезавшейся в нас картине мы легко и просто привязываем даже отвлеченные идеи, которые без того изгладились бы из памяти”.
Изучение Библии с ребенком ни в коем случае не должен быть скучным прочтением непонятных повествований. Это должно быть живое, деятельностное, увлекательное занятие. После каждого рассказа у детей появляются образные воплощения сюжета (художественные работы, отражающие услышанную или прочитанную на занятии библейскую историю), которые помогут повторить и закрепить изученное содержание. У детей часто развито ассоциативное мышление, и вспоминая, как он создавал ту или иную поделку, у него всплывет в памяти и сама история, связанная с этой работой. Он вспомнит те ощущения чувства радости и удовлетворения от творческого процесса. Современным детям нужно не столько насыщение информацией, а живой контакт, вдохновение, взволнованность, сопереживание. Надо поддерживать в ребенке способность фантазировать, играть, изобретать. Так ребенок обретает самого себя в мире и мир в себе. Выполнение рисунка, декоративного панно здесь – не цель, а средство освоения мира.
Выявлено, что ребенок с высоким уровнем развития мелкой моторики лучше рассуждает, больше запоминает, гораздо внимательнее и аккуратнее. Рука, пальцы развиваются постепенно, не сразу. Ребенок в процессе изучения мира должен все потрогать, рассмотреть, изучить всеми органами чувств. Чем больше ребенок пальцами изучает все вокруг, тем быстрее у него совершенствуется речь. Запрещая детям трогать, изучать предметы, мы ограничиваем их в познании мира, вызываем тактильный голод. Лишая детей таких кинетических импульсов, мы подвергаем их опасности отсутствия интереса к жизни, любознательности, неумению проявлять чувства и, как следствие, угасание нравственных ориентиров и творческих открытий. Боязнь родителей за здоровье детей иногда неоправданно высока: испачкаются руки, поранится, получит неприятные ощущения от новых материалов, микробы вызовут болезнь и т.д. Поэтому сейчас проблема детей-белоручек становится особенно важной. Но, подрастая, дети столкнутся с тем, что жизнь требует использования слаженных, точных движение рук, пальцев: одеваться, писать, что-то соединять, создавать, выполнять огромное количество координированных действий.
Дети сегодня часто лишены простых доступных видов деятельности в угоду чистоте и порядку. Многие дети чуть ли не с пеленок получают в руки телефон, планшет и погружаются в мир игр и развлечений. Придя в школу, они полностью неспособны к простым действиям: взять в руки карандаш, отрезать ножницами кусочек бумаги, слепить шарик из пластилина, склеить две детали. Таким детям становится некомфортно и сложно на многих уроках, они видят свою беспомощность по сравнению с более ловкими и умелыми сверстниками. У таких детей может возникать чувство полной беспомощности, нервное потрясение от своих неумелых действий, полное незнание, казалось бы, естественных вещей. Поэтому, чем больше учащийся будет производить действий с карандашом, фломастером, кистью и другими инструментами, тем более согласованными, уверенными и свободными станут его движения. И, как следствие, речь, мышление развиваются гораздо быстрее.
Творчество – такая же врожденная потребность, как еда и сон. Способность творить мы получили от Творца. И если мы не поддержим ощущения восторга перед Творцом и его творением, то последствия могут быть очень печальными. Надо внушить ребенку ВЕРУ в свои творческие силы.
По Далю, «творить» - давать бытие, сотворять, созидать, производить, рождать. Это – деятельное свойство. Им щедро наделено человечество. Сознательное торможение этого процесса ведет не только к понижению интеллектуальных способностей. Подавление творческого начала вызывает в детях агрессию. Творческая деятельность высвобождает созидательную энергию, нетворческая – разрушительную. Что руки постигают сами, то уже помнят всю жизнь – это память рук.
Таким образом, при знакомстве детей с библейским содержанием религиозная культура, основные ценности и понятия человечества предлагаются им через простые рассказы в сопровождении зрительных образов. Результатом данной работы становится самостоятельное создание учащимися работ-иллюстраций к предложенным рассказам.
Например, разговор о сотворении мира стоит начать с предложения детям внимательно посмотреть вокруг. Посмотрите на любой фрукт. Разве не чудо, что из маленького семечка вырастает такой плод? А соты? Эти пчелиные домики. Кто научил этих пчелок строить такие ровные, красивые ячейки? И многое другое. Предложите детям принести свое чудо: кто-то ракушку с берега моря, кто-то камушек, кто-то – осенний кленовый лист. Посмотрите вокруг, даже в городе, как все красиво, премудро устроено. Через эмоциональное восприятие красоты Божьего мира – переходим к теме Сотворения мира. Просто разговор ребенок может не запомнить, а «делание» этого рассказа с помощью красок или семян-летучек запомнятся навсегда. Однако, как показывает педагогическая практика, способность современного «асфальтового» ребенка воспринимать красоту мира искажена и в педагогическом плане запущена.
По мнению таких ученых, как Л. С. Выготский, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и другие, творчеством является преобразующий комбинирующий процесс, который направлен на «качественный переход от известного к новому неизвестному» Н. А. Бердяев (1989) считал, что творчество – единственный вид деятельности, который делает человека человеком. По А. Маслоу, «творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения»; способность к творчеству является врожденной («деревья дают листья, птицы летают, человек творит»), она заложена в каждом и не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть и домохозяйки, и бизнесмены, и профессора. Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование.
К. Д. Ушинский поднимает важный вопрос о том, что традиционное воспитание и обучение детей, когда ребенку на все даются готовые ответы, убивает способность удивляться, смотреть на природу зрелым умом и младенческим чувством. Он считает, что свежее детское (непосредственное) и в то же время мудрое удивление присуще глубоким мыслителям и великим поэтам, останавливающимся часто перед такими явлениями, на которые все давно перестали обращать внимание. Поэтому талантливый человек всегда кажется толпе несколько ребенком. К. Д. Ушинский справедливо считает такое удивление одним из сильнейших двигателей науки: часто нужно только удивиться тому, чему еще не удивлялись другие, чтобы сделать великое открытие. Об удивлении как побудителе познания писал еще Аристотель. По его мнению, оно служит как бы переходом от познания простых вещей к все более сложным. При этом эмоция удивления развивается в ходе познания.
Л. С. Выготский считал, что психология творчества опирается прежде всего на исследование эмоций. Эмоция обладает способностью подбирать впечатления или образы, которые созвучны тому настроению, которое владеет нами в данную минуту.
Творчество ребенка естественно отличается от творчества взрослого в силу возрастных возможностей. Рисуя, вырезая и наклеивая, конструируя, играя, ребенок создает для себя субъективно новое. Общече­ловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная цен­ность его огромна.
Л. С. Выготский, Б. М. Теплов признавали своеобразие детского творчества. Ребенок не открывает ничего нового для мира взрослых, но он делает открытия для себя, поэтому применительно к деятельности ребенка целесообразно использовать термин «детское творчество».
Художественно-ручной труд учит ребенка творить, создавать вещи по законам красоты. Многие методисты (Т. Н. Геронимус, Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова) разработали системы заданий, практические приёмы, методические идеи по формированию у детей творческого мышления.
Н. А. Ветлугина заметила, что дети, открывая новое для себя, одновременно открывают взрослым новое о себе и поэтому отношение к детскому творчеству должно быть педагогическим. При этом в оценке детского творчества обращать внимание нужно не столько на результат, сколько на сам процесс деятельности.
Потребность в креативных людях, по мнению К. Роджерса, обусловлена ситуацией в современном мире, связанной с увеличением научных открытий и изобретений. Пассивный и культурно ограниченный человек оказывается не в состоянии справиться с потоком вопросов и проблем, предъявляемых ему окружающим миром.
В основе таких занятий лежат следующие положения:
1. Познание природы должно быть пронизано радостью! (Джозеф Корнелл).
Если уроки будут радостными и добрыми, то у детей сформируется устойчивое положительное отношение к занятиям, что, в свою очередь, необходимо для формирования уважительного и доброжелательного отношения к окружающему миру.
2. «Меньше учите, больше делитесь»
Учитель имеет право сказать подряд не более 50 слов. Затем надо предоставить детям возможность участия в каком-то виде деятельности для усвоения и закрепления услышанного.
3. Сначала наблюдайте, говорите потом.
«Наблюдайте. Задавайте вопросы. Догадывайтесь. Веселитесь. Когда душа вашего ребёнка зазвучит в унисон с природой, ваши отношения перестанут быть отношениями «ученик-учитель», а станут отношениями товарищей по приключению»
4. Сосредоточьте внимание ребёнка!
То, что делает педагог с детьми, должно быть интересно не только детям, но и самому педагогу. Помните, что ваш энтузиазм заразителен, и это, возможно, - самое ценное из того, что вы имеете как учитель!
5. Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Дай мне сделать самому — и я пойму (китайская пословица).
Участие каждого ребёнка во всех видах деятельности независимо от их способностей и психологического типа позволяет всем без исключения освоить материал занятия.
6. Эмоционально-чувственное развитие – основа формирования духовных ценностей и отношений.
При проведении занятий большое внимание уделяется эмоционально-чувственному развитию детей, что совершенно необходимо при решении задачи воспитания доброго отношения к природе и друг другу. На многих занятиях детям предлагается использовать свои органы чувств — зрение и обоняние, слух и осязание.
Например, знакомясь с образом дерева в райском саду, дети не только сравнивают строение дерева со строением человека (ветви — руки, ствол — туловище, листья — ладони), но и могут при желании обнять дерево, прижаться к нему щекой и проанализировать свои ощущения. При изучении третьего дня Творения мира дети получают задание — положить на траву кусок верёвки длиной в один метр, присесть и пройти вдоль верёвки с увеличительным стеклом в руках, рассматривая всех тех, кого можно увидеть в Стране дремучих трав. В процессе учебной деятельности дети как будто вживаются внутрь библейских историй. Это даёт им возможность не только почувствовать мир Библии, но и сродниться с ним.
Соблюдение данных положений позволяет сделать работу более продуктивной, добиться максимальной заинтересованности детей и получить значительный воспитательный и развивающий эффект.
Для получения вышеназванного результата необходимо помнить о следующих особенностях организации занятий:
1.                  На занятиях мы не требуем от ребёнка усвоения большого количества информации, а стремимся дать ему возможность почувствовать всё то, о чём идёт речь. В этом случае автоматически происходит усвоение большого объёма непростой информации!
2.                  Каждое занятие является комплексным — на нём используется 3-4 вида учебной деятельности. Разнообразие видов деятельности (учебные спектакли, выполнение оригинальных наглядных пособий, обсуждение в группах, приёмы театральной педагогики и т. д.) не только позволяет ребёнку гармонично развиваться, но и делает уроки привлекательными для детей. Умелое чередование этих видов деятельности позволяет учителю постоянно удерживать внимание детей и даёт возможность учащимся получить максимальный результат.
3.                  Обязательным завершением любого вида деятельности является рефлексия.
4.                  Очень важно отметить, что программа предусматривает проведение занятий в природных условиях, например на школьном дворе. В этом случае образовательной средой является окружающий мир. При проведении занятий в помещении необходимо их оформление, к которому также предъявляются определённые требования. На всех видах занятий используются наглядные пособия. Их можно условно разделить на две группы: стандартные и оригинальные. К стандартным относятся, например, книги, учебные плакаты, схемы и т. д. К нестандартным пособиям можно отнести живую и неживую природу — надо стремиться увидеть их проявления в окружающем мире. Важным элементом предлагаемой технологии является и изготовление детьми собственных наглядных пособий.
5.                  Все занятия имеют единую структуру, в основе которой лежат следующие этапы:
-          мотивационно-ориентировочный;
-          операционно-деятельностный;
-          рефлексивно-оценочный.
В ходе занятий используются следующие методы и приемы:
1. Игровое моделирование
Среди наиболее эффективных игровых приёмов — игровые ситуации. Для его проведения практически ничего не нужно – необходимо только, чтобы учитель хорошо знал, какой процесс он хочет смоделировать. Для понимания сути игрового моделирования ниже приводится фрагмент занятия по теме «Четвертый день Творения».
Дайте каждому ребёнку роль одного из компонентов Солнечной системы (Солнца, восьми планет и их спутников). Выучите с детьми считалку и попросите их выстроиться в том порядке, который соответствует порядку расположения небесных тел в Солнечной системе. По вашему сигналу все «небесные тела» должны прийти в движение — начать вращение вокруг своей оси и вокруг Солнца.
В этом моделировании примут участие все дети - после того как все основные роли будут распределены, оставшимся детям достанется роль спутников планет! Главное условие: никто не должен коснуться никого – иначе произойдет «вселенская катастрофа»
2. Учебные игры
При проведении занятий часто используется множество игр. Среди них есть такие, которые можно использовать многократно, независимо от темы занятия.
Например, игра «Правда-неправда»
Примеры утверждений:
Солнце – это главная планета (неправда)
Облака – это вода (правда)
Жёлуди созревают на берёзах (неправда)
Мухомор – съедобный гриб (неправда)
Комар – это насекомое (правда)
Шишки растут на сосне (правда)
У паука шесть ног (неправда)
Птица – это животное (правда)
Кит – это рыба (неправда)
Подорожник лечит раны (правда)
У улитки одна нога (правда)
И так далее….
3. Театрализация
При проведении занятий с детьми часто используются элементы театрализации. Это очень эффективный способ передачи знаний — дети очень любят театр в любом его проявлении! Учебные спектакли проводятся либо с использованием настольного картонного театра, либо ставятся в игровой форме с участием детей. Игровые спектакли немного сложнее, так как они требуют хотя бы некоторого времени для разучивания детьми ролей. Но, как правило, спектакли очень короткие (их продолжительность 2—5 минут), поэтому и времени для разучивания требуется немного. Чаще всего занятие, которое включает такой спектакль, строится таким образом, что все дети класса делятся на группы. Каждая группа получает своё задание, на выполнение которого требуется небольшое время. Одной из такой групп и даётся задание по постановке спектакля. Элементы театральной педагогики, например пантомиму, можно использовать практически на каждом занятии. Можно, конечно, просто рассказать библейскую историю. И совсем другое дело - предложить одним детям изобразить средствами пантомимы такую историю, а другим отгадать, кто были изображены и что происходило! Занятия с использованием таких приёмов становятся для детей праздником, а не скучным получением порции информации.
4. Предметная деятельность
Детям предлагается работать над созданием образа-символа или иллюстрации сюжета страницы Библии, что содействует развитию творческого воображения и овладению разнообразных приемов и техник выполнения художественных работ.
5. Использование «сквозного» героя
Игровой характер серии занятий придает «сквозной» герой. От его лица могут задаваться вопросы. У него можно спросить совета. Он может пригласить класс в путешествие, рассказать интересные истории и т.д. Такой приём придаёт целостность всему курсу, снижает уровень тревожности учащихся в связи с введением нового предмета. Выбор сквозного героя исходит из принципа: "удивительное рядом". Главное состоит в том, чтобы разглядеть чудо в знакомом и привычном.
Сентябрь 2022