Высшая школа делового администрирования
Конференции

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ МЯГКОНАБИВНОЙ ИГРУШКИ «МЯКИШ»

Смольянинова Оксана Николаевна
воспитатель
ЛОГБУ "Выборгский КЦСОН", г. Выборг


1. Пояснительная записка
Программа дополнительного образования детей предусматривает занятия по развитию у детей навыков ручного труда, аккуратности и терпения.
Самые дорогие и близкие ребенку предметы – игрушки. Создание игрушки – это искусство. Первое знакомство ребенка с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Простые мягкие игрушки изготавливаются и шьются руками.
Пошив мягких игрушек — это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, служит целям умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Мягкая игрушка один из видов декоративно-прикладного искусства, в котором сочетаются разные элементы рукоделия: шитье, вышивка, аппликация.
Работа над игрушкой помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, точность и аккуратность, трудолюбие, знакомит с традициями народного художественного творчества.
Данный вид рукоделия – важный компонент трудового обучения детей: занимаясь им, дети приобретают навык шитья, работы с ножницами, клеем, развивают глазомер, объемное мышление, учатся терпению и настойчивости в достижении цели.
Занятия по пошиву игрушек знакомят детей с историей развития игрушки, с народными промыслами, через игрушку приобщают ребят к культуре народа.
1.1 Направленность дополнительной образовательной программы
Данная программа представляет собой разработанный курс художественного направления по изготовлению мягких плоских и объемных игрушек из ткани.
ДОП «Мякиш» направлена на обучение детей шитью ручными швами, технологии кройки и шитья плоской, полуобъемная и объемной игрушки, на знакомство с народной культурой и традициями. Программа является модифицированной и позволяет учесть особенности каждого ребенка.
Нормативные документы для разработки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р);
3.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. №1008;
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
5.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. N 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
1.2 Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна дополнительной образовательной программы заключается в использовании новых оригинальных технологий изготовления мягких игрушек. Для обучения используется метод проектирования. Обучающиеся учатся разрабатывать мини-проекты, коллективные творческие проекты, индивидуальные творческие проекты.
Актуальность программы. ДОП «Мякиш» актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, приобщает к традициям своего народа через изготовление самодельной игрушки. Программа «Мякиш» направлена на развитие творческих способностей ребенка, при этом создает условия для самовыражения через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут украсить дом, стать подарком, игрушкой, возможно - заработком, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.
Человек, создающий что-то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит безоценочная концепция, дающая:
-радость общения;
-удовлетворение результатами своего труда;
-исключение боязни неудачи (любой результат положителен;)
-создание обстановки взаимопомощи.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (тестирование, анализ результатов конкурсов, соревнований и др.);
средства обучения (необходимое оборудование, инструменты и материалы доступные для детей) действенны в развитии творческих способностей детей, посещающих кружок «Мякиш». Программа способствует развитию индивидуальных творческих способностей, эстетического вкуса, позволяет научиться видеть прекрасное в окружающем.
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: развитие творческих способностей воспитанников в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Задачи:
образовательные:
- формировать у детей навык ручного труда, практических приемов и навыков шитья;
- познакомить с основами кройки и шитья игрушки, обучать работе с иглой;
-формировать умение владеть различными инструментами и приспособлениями при изготовлении мягкой игрушки;
- познакомить с основами материаловедения (с видами и свойствами тканей);
- познакомить с техникой безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, клеем.
развивающие:
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать у детей художественный вкус и творческий потенциал;
- развивать фантазию, воображение, образное мышление, мелкую моторику рук, глазомер.
воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуру общения, умение работать в коллективе.
- приобщить детей к истокам народного искусства через изготовление мягкой игрушки.
1.4 Отличительные особенности
В ходе работы на занятиях дополнительного образования создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс учебной деятельности направлен на развитие творческих способностей ребенка, радостных переживаниях познания, реализации себя в выбранной деятельности. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми (единомышленниками) и воспитателем. У всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к мотивации познаний, творчеству, профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка. В процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но способствуют приобщению воспитанников к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты.
Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач помогают детям проявить себя с разных сторон, в области декора. Игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его в материале.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление мягких игрушек, выполнение графических зарисовок (моделей игрушек).
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития детей педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями.
1.5 Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
Занятия посещают дети в возрасте от 7 до 17 лет. Проводятся занятия 1 раз в неделю. Наполняемость группы 6-10 человек. В группе действует активный метод взаимопомощи «я умею - научу другого», что способствует интересному творческому общению и деловому дружелюбию.
1.6 Сроки реализации образовательной программы
Программа рассчитана на 1 учебный год. (с 01.09.2022г.- по 31.08.2023г.)
1.7 Формы и режим занятий, методы обучения
Приоритет отдается активным методам обучения:
- практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- наглядным: использование схем, рисунков, моделей, образцов и т.д.;
- нестандартным: проектная деятельность, конкурс, выставка-презентация и т.д.
Примерная структура занятия:
1.         Организация занятия.
2.         Вступительная часть.
3.         Разминка: короткие логические задания, задачи на развитие внимания, и т.п.
4.         Представление мягкой игрушки, анализ образца.
5.         Объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач, индивидуальная работа с выкройками, подбор необходимого оборудования.
6. Физкультминутка
7. Самостоятельная работа по шитью мягкой игрушки.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.
Для организации занятий используются следующие методы обучения:
·           объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, объяснение, наблюдение, демонстрация иллюстраций, слайдов, репродукций, изделий.)
·           репродуктивный (выполнение действий на занятиях на уровне подражания, тренировочные упражнения по образцам, выполнение практических заданий.)
·           поисковый, частично - поисковый, исследовательский;
·           практический, метод проектной деятельности.
Занятия строятся с учётом скорости усвоения воспитанниками специальных навыков, умений. При необходимости проводятся дополнительные упражнения для отработки этих навыков.
Продолжительность одного занятия 60 мин.
Программа реализуется в выходные дни (с 9.00 до 10.30)
Формы проверки ожидаемых результатов (мониторинг).
К числу важнейших элементов работы по данной программе относится отслеживание результатов.
1.Фронтальная беседа в форме «вопрос-ответ».
2. Организационные просмотры изделий.
3. Мастер-класс «Умеешь сам, научи другого».
4. Защита мини – проекта.
1.8 Ожидаемые результаты
Дети должны знать:
- общие сведения об истории игрушки;
- названия и назначения инструментов и приспособлений ручного труда.
- технологию выполнения ручных работ для соединения деталей;
- правила техники безопасности и личной гигиены при работе;
- основные сведения при изготовлении мягкой игрушки:
- основы материаловедения (виды и свойства тканей)
-последовательность выполнения технологического процесса при изготовлении мягкой игрушки.
-правила работы с технологическими картами, схемами, выкройками и т.п.
Дети должны уметь:
- выполнять изделия по лекалам, выкройкам и образцам;
- подготавливать материалы для работы;
- подбирать ткани и отделку по цвету, рисунку, фактуре;
- пользоваться инструментами, приспособлениями, швейным оборудованием;
-соединять детали игрушек между собой, выполнять ручное соединение материалов;
- экономно расходовать материалы;
- эстетично оформлять изделия;
- оформлять выставочные материалы;
- работать индивидуально и коллективно.
1.9 Формы подведения итогов реализации программы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются творческие выставки работ детей, участие в ярмарках, социальных акциях, конкурсах, презентации мини-проектов.
1.10 Материально технические условия реализации программы.
- игровая комната с хорошим освещением, столами, стульями;
- наглядные пособия;
- лекала;
-материалы и инструменты: ножницы, иглы, булавки, наперсток, хлопчатобумажные нитки, шерстяные или синтетические нити различных цветов; нитка-резинка, пряжа, мулине, ткань разного цвета, вида, строения, синтепон, ватин, флизелин, поролон, тесьма, сутаж, ленты, пуговицы, бисер, клеевой пистолет, клей, карандаши, ручки, фломастеры, мелки.
2. Тематическое планирование
Образовательная программа занятия включает теоретическую часть и практическую работу:
- теоретическая часть - беседы, просмотр видеороликов, презентаций, экскурсии;
- практическая - самостоятельное выполнение работы.
Формы обучения: коллективная и индивидуальная.

Наименование темы

Всего часов

Теория

Практика

Форма аттестации

1.

Вводное занятие. ТБ.

1

1

Беседа-опрос

2.

Технология выполнения швов.

3

1

2

Демонстрация умения выполнения швов

3.

Закрепления нити при шитье мягкой игрушки.

2

1

1

Демонстрация умения закрепления нити

4.

Конструирование и оформление игрушки.

38

7

31


4.1

Игольница «Шляпа»

2

2

Готовая игрушка

4.2

Игрушка «Зайка»

3

3

Готовая игрушка

4.3

Игрушка «Котик»

3

1

2

Готовая игрушка

4.4

Игрушка по выбору

4

4

Готовая игрушка

4.5

Игрушка «Звездочка»

3

1

2

Готовая игрушка

4.6

Игрушка «Мишутка»

5

1

4

Готовая игрушка

4.7

Игрушка «Бабочка»

4

1

3

Готовая игрушка

4.8

Экскурсия в швейный цех (виртуальная)

2

2

Викторина

4.9

Игрушка-подушка «Мама Совёнка»

4

1

3

Готовая игрушка

4.10

Игрушка «Ушастик»

4

4

Готовая игрушка

4.11

Игрушка по выбору

4

4

Готовая игрушка

5.

Творческий проект «Подарок другу»

6

1

5

Готовая игрушка

6.

Участие в конкурсах.

2

2

Подборка игрушек для участия в конкурсах

7.

Выставка работ.

6

6

Оформление выставки игрушек

Итого:

58

17

41



*Продолжительность одного занятия 60 мин.
*Программа реализуется в выходные дни (с 9.00 до 10.30)
3. Содержание учебного плана

Тема занятия

Цели и задачи занятия

1.

Вводное занятие

Знакомство воспитанников с работой кружка, с планом проведения занятий и их тематикой. Правила поведения на занятиях.

Теория: Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки.

Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Просмотр презентации «Инструменты и приспособления». Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало».

Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с инструментами их хранение, передача другому лицу. Правила поведения во время занятий. Просмотр видеоролика «Правила при работе с инструментами и приспособлениями во время шитья мягких игрушек».

2.

Технология выполнения швов

Теория: Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного».

Практика: Технология выполнения узелков на нитке. Практическое выполнение швов.

3.

Закрепление нити при шитье мягкой игрушки

Теория: Просмотр презентации «Способы закрепления нитей».

Практика: Освоить различия между способами закрепления нитей и их использованием в процессе выполнения игрушек.

4.

Конструирование и оформление игрушки

Теория: Правила раскроя игрушки, сборка игрушки, оформление игрушки. Аппликация из ткани.

Правила выполнения эскиза игрушки. Практика: Освоить технологию конструирования симметричных выкроек, технологию увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.

Основы сбора игрушек. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом. Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи.

4.1

Изготовление игольницы «Шляпа».

Теория: Беседа о возникновении игольницы. Практика: Подбор ткани, нитки и фурнитуры. Сформировать у детей представление о возникновении игольницы. Научить детей делать раскрой выкройки, собрать (сшить) игольницу.

4.2

Изготовление игрушки «Зайка»

Теория: Формировать умение детей делать раскрой выкройки, подбирать ткани, фурнитуры, нитки.

Практика: Сшить игрушку.

4.3 Изготовление игрушки «Котик»

Теория: Просмотр видеоролика «От рождения до конца». Беседа по просмотренному видеоролику. Познакомить детей с жизнью птиц - сов. Практика: Закрепить умение определять ткань, делать раскрой деталей. Соединение несколько деталей при шитье игрушки.

4.4

Изготовление игрушки по выбору

Теория: Техника безопасности.

Практика: Формировать умение воспитанников самостоятельно шить мягкую игрушку. Делать самостоятельно выкройку, раскрой ткани, соединение деталей игрушки. Развивать фантазию детей. Сшить игрушку по выбору.

4.5 Изготовление игрушки «Звездочка»

Теория: Викторина на тему «Все о звездах».

Практика: Закрепление умения выбора цвета ткани, раскроя по готовой выкройке. Оформление звезды вышивкой, аппликацией. Сшить игрушку «Звездочка»

4.6 Изготовление объемной игрушки «Мишутка»

Теория: Составление сказки о Мишутке. Практика: Закреплять умения выполнять раскрой ткани, ровно соединять детали. Использовать ленты для оформления Мишутки. Разработка и пошив одежды для игрушки.

4.7 Изготовление объемной игрушки «Бабочка»

Теория: Просмотр презентации «Весенние бабочки». Беседа во время просмотра презентации, обсуждение.

Практика: Раскрой и соединение деталей, выворачивание заготовки, набивка поролоном, использование фурнитур. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки. Декорирование игрушки бисером, пайетками и т.п.

4.8 Экскурсия в швейный цех (виртуальная)

Теория: Сформировать у детей представление о работе людей в швейном цеху. Познакомить с инструментами, с которыми работают в цехе.

Практика: Беседа после экскурсии.

4.9 Изготовление объемной игрушки-подушки «Мама Совёнка»

Теория: Игра «Вопрос-ответ» на тему птиц.

Практика: Аппликация мордочки лицевой стороны подушки-игрушки с использованием петельного шва. Раскрой деталей, соединение швом «строчка» по изнаночной стороне, выворачивание заготовки, набивка синтетической ватой. Использование потайного шва для зашивания отверстия, оставленного для набивки.

4.10

Игрушка «Ушастик»

Теория: Формировать умение детей делать раскрой выкройки, подбирать ткани, фурнитуры, нитки.

Практика: Сшить игрушку. Декорировать игрушку.

4.11 Изготовление объемной игрушки по выбору

Теория: Техника безопасности.

Практика: Закреплять умение детей самостоятельно шить мягкую объемную игрушку. Развивать фантазию детей.

5. Творческий проект «Подарок другу»

Цель проекта: применение полученных в ходе реализации программы знаний и умений детей для изготовления сувенира для друга (друзей)

6. Участие в конкурсах.

Признание творческой состоятельности, моральное удовлетворение детей, и обеспечение продолжения творческого пути

7. Выставка работ.

Оформление выставки всех работ с обсуждениями.


4. Календарно-учебный график
5. Мониторинг. Оценочные материалы по дополнительной образовательной программе «Мякиш»
Цель – мониторинг усвоения ЗУН, дальнейшая корректировка программы и определение путей достижения каждым воспитанником максимально творческого и личностного развития.
Задачи:
- Определение уровня практических умений и навыков воспитанников.
- Определение уровня усвоения теоретических знаний
- Выявление уровня личностных качеств воспитанников.
- Соотнесение прогнозируемых результатов, содержащихся в программе, с реальными результатами обучения в объединении.
- Корректировка содержания программы, форм и методов обучения и воспитания.
- Разработка индивидуальных планов работы по усвоению программы для одаренных воспитанников.
Формы аттестации воспитанников
1.         Для успешного осуществления педагогического процесса проводить разные виды аттестации (текущая, итоговая) в разных формах (индивидуальный, групповой, фронтальный). Метод контроля – планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью воспитанников, включающее результативность и самостоятельную деятельность ученика, активность, аккуратность, творческий подход к знаниям, степень самостоятельности в их решении и выполнении, уровень усвоения ЗУН, предусмотренных соответствующим разделом программы.
2.         Для проверки результатов деятельности ребенка предполагается организация выставок (тематических, итоговых) и обеспечение участие воспитанников в конкурсах разного уровня (местный, городской, областной, республиканский)
Определение уровня ЗУН
Оценка выполнения практических заданий проводится по параметрам:
«Высокий уровень умений»
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности и качественно.
«Средний уровень умений»
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности; при выполнении отдельных операций допущены некоторые отклонения, общий вид аккуратен.
«Ниже среднего уровень умений»
Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности; отдельные операции выполнены с отклонениями от образца (если не было на то установки), игрушка оформлена небрежно или незакончена в срок.
«Низкий уровень умений»
Ребенок самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения; игрушка оформлена небрежно и имеет незавершенный вид.
Список методической литературы:
1.Бесан С.Б. Мастер-класс по созданию мягкой игрушки // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом «Первое сентября», 2004.
2.Гильман Р.Я. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Просвещение, 1993. - 58 с.
3.Добрицкая Е.А. 1000 советов. Рукоделие для девочек. - М.: ИНФРА-М, 2004.- 192 с.
4. Еременко Т.И. Иголка волшебница. - М.: Просвещение, 1987. - 114 с.
5.Лихачева I.Г. Моя - мягкая игрушка - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия Холдинг, 2001.- 96с.
6.Нагибина, М.И. Чудеса из ткани своими руками [Текст] – Ярославль: «Академия развития», 1997-208с. ISBN 5-7797-0019-2
Сентябрь 2022