руководитель студии художественного творчества
МБУ ДК "Созвездие", г. о. Лосино-Петровский
В своих исследованиях А. Маслоу приводит данные о том, что свой творческий потенциал реализует только 1% человечества. Причиной является то, что люди не уверены в своих способностях, не знают своего потенциала. Поэтому задача каждого педагога творческой направленности раскрыть потенциал каждого ребенка, дать толчек для его развития. В этом процессе большим помощником может послужить правополушарное (интуитивное) рисование.
Основная концепция метода базируется на изысканиях американского невролога, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри, которые касаются различия функциональной специализации мозговых полушарий.Он доказал, что правое и левое полушария человеческого мозга отвечают за совершенно разные виды деятельности. Левое (вербальное) - за логику и аналитическое мышление, с его помощью обрабатывается речь, математические вычисления, звуки, а правое (образное) - за творчество и интуицию, восприятие формы и цвета. Исследования показали, что именно правое полушарие доминировало у выдающихся художников, писателей и других деятелей искусства.
Бетти Эдвардс (американский преподаватель рисования, доктор наук) впервые применила результаты исследований Р.Сперри на занятиях со своими учениками, тем самым положив начало новой методике правополушарного рисования. В своей книге “Рисование доступно каждому” Мс.Эдвардс пишет, что “для этого нужно всего лишь “включить” правое полушарие мозга”.Суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария и передачу ведущей роли в рисовании правому, более пригодному для этой деятельности.
Занятия правополушарным (интуитивным) рисованием позволяет раскрыть изобретательный потенциал любого человека: проявить индивидуальность; самореализовывать свои творческие способности; получить удовольствие от процесса, поверить в свой успех, свои силы и возможности, стерев мнение о себе «я не способен, не могу». Всех, кто в первые сталкивается с данной методикой, всегда удивляет (до восхищения) свой результат (рисунок, который они нарисовали).У человека повышается самооценка, рисование не кажется таким уж сложным, возникает желание продолжать эту практику. Подобные реакции мы наблюдали неоднократно как у взрослых, так и у детей.
Используя эту технику, можно рисовать любыми кисточками, пельцами, пластиковой карточкой, ватными палочками. Можно переворачивать лист и рисовать вверх ногами, можно выходить за пределы холста и не думать о процессе, а наслаждаться им.
Метод правополушарного рисования включает в себя набор разных упражнений:
ü Зеркальное рисование. Оно осуществляется одновременно двумя руками. Выполняя такую работу двумя руками, ребенок задействует сразу два полушария, что улучшает работу всего мозга.
ü · Рисунок вверх ногами. «Перевернутым рисованием» называют перерисовывание перевернутого изображения (например, рисунка с репродукции). Такое рисование позволяет отключить интеллектуальное распознавание предмета и постоянное оценивание своих художественных способностей и сосредоточиться на творчестве:линиях, света и тени, цветах.
ü Рисование воображаемых предметов. Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется», пробуем нарисовать воображаемую вещь.
ü Быстрое рисование— это очень быстрое срисовывание ребенком какого-нибудь предмета или объекта. Такое рисование, позволяет не дать левому полушарию мозга «вмешиваться» в творческий процесс (оно просто не успевает это делать). Таким образом, над левым полушарием устанавливается контроль — методика позволяет достичь творческого режима
Данные упражнения позволяют настроиться на творчество и дают свободу рисовать не так как «правильно», а просто включить свои способности и интуицию в процессе создания рисунка.
. На занятия правополушарной живописью потребуются гуашь (мы практикуем 6 цветов), дополнительно белая гуашь из-за большого расхода, 3 качественных кисти-щетина (номер 20, 12, 6), тонкая кисть, акварельная бумага, губка для мытия посуды, салфетка для вытирания кисти, стакан для воды, палитра.
Как проходят занятия? Сначала педагог знакомит обучающихся с красками. Детям предлагается порисовать пальцами, потрогать кисти, почувствовать их толщину и размах. Далее следует выбор темы рисования, заполнение фона. Несмотря на то, что дети знают техники правополушарного рисования, педагог рисует вместе с ними, напоминает, как правильно выполнять ту или иную технику, как при этом держать кисть, какой лучше было бы воспользоваться и почему, при этом предоставляя возможность ребёнку самому сделать выбор. В конце занятия происходит демонстрация работ. Работа каждого ребёнка демонстрируется всем, в ней находятся особенно яркие изюминки, и они подчеркиваются.
Отдельное место в работах с использованием правополушарного метода рисования занимает прорисовка фона. Существует несколько приемов создания фона: горизонтальный, круговой, радужный, вертикальный и смешанный.
Правополушарное рисование не предполагает четкой схемы, оно основано на спонтанности. На занятии можно начинать рисовать с любого места. Копируя детали, надо постепенно прийти к целому изображению. В методике правополушарной живописи только одна инструкция, которой нужно придерживаться – логику следует отключить. В остальном никаких правил нет, в этом и отличие правополушарного режима от классического.
На занятиях по правополушарному рисованию мы часто с детьми обращаемся к таким темам, как: деревья (сосны, елки, цветущая ветка яблони или вербы), полевые цветы (маки, ромашки, васильки, одуванчики), букеты цветов к празднику, отражение в воде. Как правило, у детей все это не вызывает затруднения. Так как все техники изображения просты.
В процессе создания рисунков главная задача взрослого – не испортить изначальное творческое восприятие мира ребенком. Нельзя говорить ребенку, что он рисует неправильно, не нужно навязывать свои символы и свое видение. Ребенок часто переносит на бумагу не само изображение предмета, а его восприятие или чувства, с ним связанные.
Вся творческая работа должна вызывать у детей только положительные эмоции. В правополушарном рисовании не должно быть критики.Все работы индивидуальны и неповторимы. Сравнивая рисунки тех детей, которые посещают занятия по правополушарному рисованию, мы можем отметить, что работы ребят становятся все лучше. Данный метод учитывает возможности, интерес и потребности детей и способствует их творческому развитию так как рисуют дети с большим удовольствием, у них в подавляющем большинстве отсутствует страх белого листа, результат работы их неизменно радует. Зрительным примером подтверждения данного являются выстакви работ ребят.
Фото 1. Выставка осенних рисунков в правополушарной технике.
Из собственной практики примененя правополушарного метода в области художественно - эстетического развития детей мы можем сделать следующий вывод.
Правополушарное рисование позволяет ребенку проявить индивидуальность, самовыражаться через рисунок; получить удовольствие от процесса, зарядиться позитивом. И что очень важно для дальнейшего творческого развития - поверить в свой успех, свои силы и возможности.