педагог-психолог
ГБОУ РО "Новочеркасская школа-интернат", г. Новочеркасск
Люди долго писали гусиным пером. Со временем появилась массовая школа и методики обучения, которые были ориентированы на письмо пером и оказалось, что их может реализовать любой человек с красивым почерком. Отчасти из-за этого профессию «учитель письма» обесценили и упразднили, а обязанности передали учителям общего профиля. Методистов по письму в образовании тоже не стало.
Потом придумали карандаш, который был гораздо твёрже пера и не позволял в той же мере контролировать нажим. Первым письменным инструментом у детей стал карандаш, но после него они уже не могли освоить перо – слишком велика была разница в нажиме. Тогда придумали железные перья, которые тоже отличались от гусиных. Но к тому времени не осталось специалистов, кто мог разработать методику обучения письму для новых инструментов.
Появилась шариковая ручка. Требовался новый подход, т.к. для письма ручкой требовалось другое давление, иной угол наклона относительно бумаги. Но методики остались старыми.
Так закончилась история эффективного обучения письму.
Причины, по которым встречаются наиболее распространённые трудности и ошибки у детей в чтении и письме, представлены в таблице 1.
Таблица 1. Взаимосвязь причин трудностей и типичных ошибок в чтении и письме.
Причины трудностей
Нарушения в развитии
Недостаток тонической регуляции
(слабость функций подкорковых структур мозга)
1.Истощаемость
2.Утомляемость
3.Слабый тонус мышц
(трудно удерживать статичную позу, сложности в крупной и мелкой моторике)
4.Зажатость (неловкость или отказ от участия в подвижных играх)
5.Сочетанные движения (например, при письме качает ногой, высовывает язык)
6.Соматическая ослабленность (часто болеющие, склонные к аллергиям)
Незрелость межполушарного взаимодействия
1.Трудности удержания равновесия
2.Проблемы с пересечением срединной линии тела (ребёнку сложно ориентироваться в пространстве «лево-право», «верх-низ» - например, может начинать читать/писать с середины листа, не «замечая», где начало строки)
3.Затруднения в одновременной работе рук (любая работа – нарезка хлеба, вырезание ножницами и т.д., которая требует участия двух рук)
4.Недостаточность в реализации синхронных движений (трудно, например, шагать и одновременно хлопать, общая неловкость)
Недостаточная сформированность пространственных представлений
1.Зеркальное написание букв
2.Потеря строки при чтении и письме
3.Трудности понимания речевых оборотов с предлогами «В», «НА», «ЗА», «ПОД», и др.
4.Трудности в построении связного высказывания (может прочитать и понять текст, либо выложить сериационный ряд картинок – а составить связный рассказ затрудняется)
5.Проблемы словоизменения («морковь» - сок какой? – «морковный», подобные задания вызывают у ребёнка сложность или ошибки)
Недостаточная сформированность плавности моторных переключений и координации
1.Инертность при выполнении движений и действий (не может вовремя «затормозить» движение – добавление лишних элементов/букв на письме, добавление лишних слогов/слов в чтении)
2.Импульсивность (поспешность, торопливость – может проявляться как в недочитывании/недописывании задания, так и в «забегании вперёд», совершении лишних действий) 3.Моторная неловкость (нет координированности в движениях)
4.Нет соединения букв в письме
5.Запинки в чтении
Недостаточность слухового восприятия и слухоречевой памяти
1.Ребенок «не слышит» инструкций
2.Может прочитать текст, но не может его пересказать
3.Пропускает слова и предложения в диктантах
4.Путает звонкие и глухие, шипящие и свистящие на письме (б-п, з-с, ж-ш)
Недостаточная сформированность мотивации (недостаточная зрелость лобной регуляции, т.е. ребёнок не научился учиться, не сформирован интерес к чтению и письму)
1.Нежелание выполнять упражнения
2.Отсутствие интереса к чтению и письму 3.Трудности самоорганизации
4.Недостаток инициативности
Специалисты отмечают, что дети 5-6 лет приходят на занятия по подготовке к школе уже имея зажимы в руках. Получается, что скованность кисти начала формироваться у детей, когда они были ещё совсем малышами!
Скованная кисть – причина многих проблем:
- статичное напряжение, при котором рука напряжена постоянно и равномерно, ребёнок двигает всей кистью и даже рукой при письме;
- «каменная» рука, в которой пальцы почти или совсем неподвижны;
- патологический хват, который трудно исправить после того, как навык автоматизировался.
В чём же причины такого явления?
Обучение письму принципиально отличается от всех остальных школьных предметов огромным содержанием моторного компонента. Ведь в первую очередь, письмо – это моторный акт, буквы и предложения здесь вторичны. Но формирование необходимых двигательных навыков давно исключено из школьной программы.
Редкий педагог обладает хотя бы минимумом знаний о развитии моторных навыков и функционировании правильного писчего хвата. Повлияет ли это на формирование скованности кисти у школьников? Конечно, да.
Поговорим о методических и педагогических просчётах, которые влекут за собой подобные зажимы.
Причина 1: неправильно подобранный пишущий инструмент.
Уже в раннем возрасте дети получают доступ пишущим инструментам, которые категорически не подходят им по жёсткости. Жёсткие карандаши, продающиеся под видом детских, вынуждают ребёнка сильно сжимать и давить на них для получения яркого, насыщенного цвета. Фломастер и вовсе инструмент с трудно предсказуемым сопротивлением, он то застревает, то скользит по бумаге. Это заставляет ребёнка давить и на фломастер тоже. Таким образом, сильное сжатие ребёнком пишущих инструментов автоматизируется задолго до школы.
Профилактика: давайте ребёнку мягкие пишущие инструменты, не спеша наращивая жёсткость.
• пальчиковые краски
• краски + толстая кисть
• гелевые мелки / краски в стиках
• масляная пастель
• восковые мелки
• простой карандаш мягкости 5В-6В и художественные цветные карандаши
• карандаши Koh-i-noor Mondeluz.
Причина 2: рука ребёнка не готова к освоению писчего хвата.
В норме к 5 годам ребёнок способен освоить необходимый хват, но если есть проблемы с развитием координации кисти, не освоены базовые младенческие хваты, то этого не происходит.
Профилактика:
• предметная деятельность для прицельной отработки нужных хватов и их вариаций
• пишущие инструменты нестандартной формы помогут разбить патологический стереотип удержания карандаша
• инструменты и ситуации, позволяющие ребёнку использовать в рисовании тот хват, какой ему доступен на данный момент. Постепенное обучение другим хватам.
Причина 3: отсутствие навыка регулировать нажим.
С исчезновением перьевых ручек из школьной программы исчезло и нажимное письмо. Часто у ребёнка вообще нет опыта управления нажимом, ведь ни шариковая ручка, ни фломастер не реагируют на нажим.
Профилактика:
• кисточки, мелки вместо фломастеров и ручек;
• рисование кисточкой не только на весу, но и с лежащей на столе кистью руки;
• игры на регуляцию нажима.
Последствия неправильного хвата:
1. Утомление. Рука ребёнка слабее, чем у взрослого, ему нужно сильнее давить на бумагу и ручку, чтобы писать. Кроме того, давление на средний палец нефизиологично – у человека нет соответствующих структур, чтобы палец выдержал это давление. Поэтому на пальце сначала образуется ямка, а затем бугорок, который может сохраняться всю жизнь.
2. Боль, которая возникает из-за постоянного напряжения и распространяется на всю руку и спину. Отсюда – неправильная осанка и проблемы со зрением. Поза ребёнка становится «каменной», неестественной, голова смещается в сторону.
3. Потеря мотивации и снижение внимания. Ребёнок не может сосредоточиться на задании из-за напряжения. Он пытается избежать того, что вызывает у него дискомфорт, отсюда – нежелание учиться и неуспеваемость.
4. «Плохой почерк», низкое качество письма. Зажим в руке во многом возникает из-за использования неправильных инструментов. Так, дошкольникам категорически не рекомендуется рисовать фломастерами и жёсткими карандашами. Если убрать их из доступа ребёнка, ситуация с зажатой рукой значительно улучшится.
Рисунок 1. Пример неправильного хвата
При правильном писчем хвате рука расслаблена, пластична, находится в естественном положении. Все суставы немного согнуты, указательный палец расположен к концу ручки ближе, чем большой:
Рисунок 2. Образцы писчего хвата
Чем больше углубляешься в тему постановки руки, тем больше задаёшься вопросом: каким же невероятным объёмом знаний из разных научных областей нужно обладать педагогу, чтобы готовить ребёнка к письму правильно, минуя возможные риски вроде скованности кисти?Действительно, сложный и многофакторный процесс графической деятельности можно рассматривать с точки зрении самых разных наук и подходов: кинезиологии, нейропсихологии, арт-терапии, педагогики.
Почему нужен комплексный подход?
Методики обучения письму, которая учитывает физиологию ребёнка, в нашей стране нет. Её не изучают специалисты, которые работают с детьми – педагоги, нейропсихологи, логопеды и др. Получается, что только комплексный подход позволяет учесть особенности развития ребёнка при обучении письму:
· нейропсихология помогает понять, готов ли ребёнок физиологически выполнять определённые действия;
· кинезиология учитывает моторное развитие ребёнка;
· арт-педагогика даёт возможность сформировать здоровое отношение к графической деятельности, осваивать инструменты постепенно;
· педагогика помогает внедрить физиологичное обучение письму в практику.
Давайте рассмотрим, какой вклад каждая из наук может внести в процесс подготовки руки к письму.
Кинезиология и нейропсихология.
Эти науки учитывают роль предметной деятельности в становлении писчего хвата:
· Освоение предметного мира через манипуляции с предметами, конструирование, инструментальную деятельность. Именно в этих процессах формируются самые общие базовые способности, на которых строится графическая деятельность: пространственные представления, воображение, планирование и контроль.
· Подготовка руки к освоению писчего хвата, профилактика скованности кисти при письме.
· Базовые представления о движениях, используемых при письме.
Принимая во внимание знания из области кинезиологии и нейропсихологии, специалист сможет сформировать у ребёнка правильный писчий хват. Рука ребёнка при этом будет расслабленной и пластичной.
Арт-терапия.
В компетенции этого подхода – детский рисунок, его значение и поддержка развития:
· представление о стадиях развития рисунка, его поддержка на каждой стадии;
· материалы для рисования, разнообразие практической деятельности ребёнка до школы;
· последовательность упражнений для запуска рисунка, если ребёнок не рисует;
· особенности рaботы с детьми с нейропсихологическими трудностями.
Специалист, применяющий арт-терапевтические методы, умеет вовлечь ребёнка в графическую деятельность, запустить через рисование правильное формирование графического навыка. Подопечные такого специалиста максимально вовлечены в процесс рисования увлечены им.
Педагогика.
Опыт учителей начальных классов позволяет осуществлять графическую подготовку к письму у старших дошкольников:
· формирование у ребёнка ритмичности, серийной организации, соблюдение строки, управление нажимом, наклоном, размером, формой штриха, скоростью движения;
· представление о том, как выстраивать занятия с дошкольниками в последний год перед школой.
Благодаря учёту педагогических факторов специалистом, ребёнок сможет овладеть базовыми графическими навыками для успешного письма.
Этапы постановки руки с учётом онтогенеза ребёнка.
I. Освоение предметного мира:
· манипуляции с предметами, конструирование;
· инструментальная деятельность.
Ребёнок осваивает различные инструменты, учится манипулировать ими, подстраивать кисть под разные положения. Рука и координация ребёнка развиваются.
Задачи инструментальной деятельности:
• развитие пластичности кисти,
• наработка разных хватов, переход от примитивных к более сложным,
• автоматизация хватов.
Важно пройти этот этап прежде, чем ребёнок освоит карандаш, иначе без автоматизации хватов он возьмёт карандаш «как-нибудь».
II. Рисование.
Ребёнок знакомится с пишущими инструментами, закладывается отношение к графической деятельности. Если на этом этапе формируется неправильный хват, его ещё можно исправить.
На этом этапе от ребёнка не требуют высокой точности и рисования по цифрам или обводкам, для детей характерен крупный рисунок лёгкими линиями. Задача взрослого – поддержать собственную активность ребёнка, познакомить его с разными материалами, инструментами, техниками, играми, чтобы создать условия для автоматизации базовых графических навыков.
III. Предписьменные графические навыки.
Одна из сложнейших задач для ребёнка при освоении письма – необходимость распределять внимание между множеством задач, решаемых одновременно. Эта проблема смягчается, если решение хотя бы части этих задач автоматизировано.
В школе от ребёнка требуют стабильного результата – ровно писать палочки, крючочки и т.п. Но эта способность не тренируется «в лоб», нужно научиться управлять параметрами штриха, варьировать разный наклон, нажим.
Задача этого этапа – автоматизировать основные графические навыки, важные для письма.
Что можно автоматизировать:
· выполнение базовых графических элементов,
· удержание строки,
· управление нажимом, размером, формой, наклоном штриха,
· ритмичность, скорость, возможность чередования (серийная организация движения).
Возможность рисовать элементы со стабильным наклоном/ размером/ формой – частный случай умения свободно варьировать эти параметры в рисовании.
В рамках арт-терапевтического подхода наиболее продуктивным, экологичным и доступным методом является правополушарное рисование. Лауреат Нобелевской премии Роджер Сперри считал, что полушария головного мозга имеют «функциональную специализацию». Левое отвечает за математические вычисления, логику. У большинства взрослых оно доминирует, так как в обществе принято полагаться на разум, а не на чувства. Правое полушарие — образное, творческое, отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов.
Теория доктора Сперри легла в основу метода правополушарного рисования, который в конце 1970-х годов разработала преподавательница искусства, доктор наук Бетти Эдвардс. Работу левого полушария она назвала «Л-режимом», а правого — «П-режимом».
Правополушарное рисование — это художественное творчество в «П-режиме». Это когда правое полушарие головного мозга получает главенствующую роль, а активность левого намеренно подавляется.
В чём польза ППР (правополушарного рисования)?
1. Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
2. Развитие воображения. Рисование правым полушарием снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
3. Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
4. Расслабление. Правополушарное рисование — прекрасное занятие как для детей, так и для взрослых. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы уходят. Правополушарная живопись помогает развить творческие способности, умение мыслить нешаблонно и находить неожиданные решения не только в вопросах, которые касаются рисования. Метод рисования правым полушарием позволяет увеличить мозговую активность в 5 раз!, а это очень необходимо при освоении нового материала в учёбе.
ППР (правополушарное рисование) — это не просто процесс, но и мощный психологический приём, который эффективно работает с нашим подсознанием, а также активизирует "спящие" зоны мозга и восстанавливает его кровоснабжение.
Рисунок 3. Рисование дерева сверху вниз. Автор: Гордеева Е.В.
Как попробовать технику правополушарного рисования?
1. Возьмите лист бумаги и попробуйте просто нарисовать что-то, но двумя руками и одновременно. Так вы задействуете сразу 2 полушария и потренируете себя.
2. Чтобы испытать новые эмоции от работы с краской, попробуйте начать рисовать не кисточкой, а прямо пальцами, руками. Возможно, для некоторых, такой подход несколько экстравагантен, но если вы все-таки готовы, то выбирайте краску на водной основе, например, гуашь.
3. Попробуйте нарисовать предмет наоборот. Это может быть перевернутое изображение, или зеркально отображенное, слева на право, например.
4. Рисуйте рукой, которой не привыкли рисовать. Если вы правша, то левой, и наоборот.
5. Поиграйте с цветами. Например, нарисуйте что-то на цветной бумаге или попробуйте изобразить цветовой контраст в привычных предметах – зеленое небо, голубая трава.
6. Предложите детям порисовать вместе. Только пусть они руководят процессом и подсказывают вам, что нужно будет нарисовать.
Занятия по правополушарному рисованию состоят из 3 этапов:
1. Грунтование бумаги и нанесение краски.
2. Создание фона для рисования.
3. Рисование картины.
Рисунок 4. Нанесение краски. Индивидуальные занятия
Рисунок 5. Создание фона. Индивидуальные занятия
Обучающиеся правополушарному рисованию следуют за тренером, который рисует вместе с ними одновременно, образец картины вначале рисования не предоставляется.Не всем учащимся удаётся самостоятельно нарисовать картину. Многим я помогаю придумать образы на полученном фоне и нарисовать вместе, держа руку ребенка с кисточкой в своей руке.
Но, даже рисуя только фоны, ученики получают массу положительных эффектов: развивают сенсорные, пространственные навыки, цветовое восприятие, мелкую моторику, наклон и нажим кисти руки, писчий хват, навыки программмирования и контроля, образное и креативное мышление, учатся самовыражению, самопомощи и релаксации.
Просто рисуйте фоны с детьми в течение 2-3 месяцев и вы увидите результат!
Рисунок 6. Создание образов на фонах учащихся с ОВЗ (РАС)
В ППР мы применяем различные инструменты для рисования, в том числе руки и пальцы.
Это помогает отключить логику и включить креативное мышление.
На открытых мастер-классах у меня был случай: мы сделали фон и начали рисовать картину с девочками, я набрала краску пальцем и просила следовать за мной. В этот момент бабушка одной из девочек задала своей внучке возмущенный вопрос: «Как пальцем?, ты же будешь "грязная"!»
Так работает логика и не даёт нам открыть себя. Девочка при этом сопротивлялась. Детское восприятие непосредственно, у них ещё не так развита логика, им хочется все попробовать. И она следом за интуицией продолжала рисовать.
На этом этапе мы часто не даём детям следовать за своей интуицией, а прерываем их творческий поток. Очень важно родителям, тем более учителям и специалистам самим включаться в творческий процесс и поддерживать движение учащихся в творчестве.
Рисунок 7. Рисование с помощью пальцев. Открытый мастер-класс
Рисунки учеников являются не только эффективным инструментом для их развития, но они также могут применяться в нейродиагностике.
Приведу пример одного занятия по правополушарному рисованию.
Рисунок 8. Диагностика по рисункам учащихся с ОВЗ (ЗПР)
На рисунке слева (рисунок 8) белые блики на виноградинах перемешиваются с желтыми – у учащегося трудности в развитии восприятия и произвольности, на рисунке справа все блики на виноградинах расположены в хаотичном порядке - трудности в развитии захвата пишущего инструмента, писчего хвата, у учащегося задержка в развитии ВПФ. Все учащиеся проходят повтор обучения, начальная школа.
С какого возраста применяется техника ППР?
Считается, что начинать правополушарное рисование можно с детьми от 5 лет. В этом возрасте у ребёнка активно развивается мелкая моторика, включаются в работу межполушарные связи, формируется наглядно-образное мышление. Он может самостоятельно выбирать цвета и применять различные способы в рисовании.
Но мы с детьми идём дальше и уменьшаем возрастной рубеж до 3-х лет.
Конечно, в этом возрасте ребёнок ещё не может правильно держать кисточку, но ему с успехом даются навыки рисования губкой и ватными палочками. К тому же, в процессе активно принимают участие родители. А общее творчество подкрепляет интерес и мотивацию, развивает коммуникативные и тактильные навыки.
Само рисование фонов с маленькими детьми может применяться как самостоятельная техника в развитии моторики, сенсорики, творчества и креативности детей. Также процесс рисования создаёт эффект релаксации и снимает психоэмоциональное напряжение.
Рисунок 9. Правополушарное рисование с детьми от 3-х лет
Заключение
Практикуя работу с детьми с ОВЗ, нахожу все более актуальным соединение нейропсихологического подхода и арт-терапии в обучении. Рисование сейчас становится необходимостью во многих сферах жизни. Очень много детей не только с ОВЗ, но и нормотипичных, нуждаются в коррекции при подготовке к школе и во время обучения. У большинства не сформированы графические навыки, не сформирован писчий хват, не развита мелкая моторика, отсутствует представление о пространстве на листе бумаги, слабо развито межполушарное взаимодействие, с трудом развивается образное и творческое мышление.
Кроме этого, больша'я часть взрослых также нуждается в данной коррекции, особенно это касается лиц, тяжело перенёсших ковид или инсульт.
Результаты коррекции приходят не сразу, но они заметны уже на 1-м месяце занятий и закрепляются надолго.
Об авторе:
Педагог-психолог, арт-психолог, специальный психолог (коррекция детей с ОВЗ), преподаватель и ведущая мастер-классов и тренингов по правополушарному рисованию.
Источники литературы:
1. Копытин Л. И. Руководство по групповой арт-терапии. - СПб.: Речь, 2003. - 320 с.
2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - С – Пб: Речь, 2001.
3. Материалы вебинара «5 практических советов детского нейропсихолога» Е.А.Порошиной. "PRO Школа Онлайн".
4. Материалы вебинара психолингвиста и нейробиолога, профессора СПБГУ Татьяны Черниговской.
5. Материалы вебинара В.Д.Мазиной. "PRO Школа Онлайн".
6. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2001. — 448 с: ил. — (Серия «Практикум по психологии»).
7. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: Учеб-метод пособие. – Мн.: Універсітэцкае, 1999.